11.09.2018,
16:30
4485
Совместное предприятие РФПИ, Alibaba Group, МегаФон и Mail.Ru Group: еще один хороший игрок или слон в «однушке»?
Как совместное предприятие РФПИ, Alibaba Group, МегаФон и Mail.Ru Group повлияет на e-commerce нашей страны? Мнения экспертов Retail-Loyalty.org оказались противоположными.
РФПИ, Alibaba Group, МегаФон и Mail.Ru Group планируют создать совместное предприятие в области онлайн-коммерции в России и СНГ. Как новая структура повлияет на e-commerce нашей страны? Мнения экспертов Retail-Loyalty.org оказались противоположными.
Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), считает, что совместное ТСП РФПИ, Alibaba Group, МегаФон и Mail.Ru Group особенно на рынок онлайн-торговли РФ не повлияет, а в целом будет даже полезным. В частности, покупателям. «Появится еще один хороший игрок, - объяснил он, - это положительно скажется на конкуренции в ритейл-сегменте, которая сейчас невысока, потребитель выиграет».
На вопрос, как новое предприятие уживется на российском рынке с одним из своих конкурентов – совместным ТСП Яндекса и Сбербанка, А. Иванов ответил, что «рынок большой, монопольного права нет ни у кого, и несколько игроков всегда лучше одного».
Также он сказал, что, объединившись, стороны соглашения усилят свои позиции, смогут преодолеть так называемый «кризис трафика», наблюдающийся сейчас в России. «Онлайн-ритейлеры, в том числе и китайские площадки, уперлись на нашем рынке в потолок количества покупателей. Понятно, что Alibaba стремится изменить ситуацию. Для нее темпы роста важнее всех остальных показателей», - добавил глава НАДТ.
По словам А. Иванова, новое ТСП будет источником дополнительного трафика и для Mail.ru Group.
Илья Кретов, генеральный директор eBay в России и на развивающихся рынках Европы, того же мнения: «Рынок онлайн торговли в России все еще на стадии развития, и в ближайшие годы, при благоприятных условиях, его объем может вырасти в 10 раз. Любой новый игрок в индустрии порождает изменения. Конечно, это приведет к увеличению конкуренции на внутреннем рынке e-commerce, и это принесет пользу в первую очередь конечным потребителям. Более того, создание совместного предприятия будет способствовать развитию логистической инфраструктуры. Это положительно скажется на импорте и экспорте из России, а соответственно, - и на росте рынка онлайн торговли в целом»
В Ozon комментируют: «Доля е-commerce в российском ритейле по-прежнему не превышает 5%. А значит, у всех игроков есть внушительный потенциал - в его реализации большую роль сыграет не только работа с big data, но и, в первую очередь, скорость оказания услуг и уровень клиентского сервиса.
Развитие конкуренции имеет как минимум два преимущества. Во-первых, дает клиенту больше выбора и возможностей. Для рынка же создает дополнительный импульс к развитию. Нельзя, впрочем, не отметить, что объявленная сегодня сделка большого масштаба снова затронула сектор трансграничной торговли, а не создание десятков тысяч рабочих мест и развитие логистической инфраструктуры для e-commerce внутри страны.
Сегодня о создании СП только объявлено, но будет здорово, если в перспективе партнерство позволит AliExpress вернуться к программе поддержки среднего и малого российского бизнеса. Сегодня 9 из 10 небольших продавцов в России осуществляют свои продажи только в собственном городе или регионе, и это ограничивает реализацию потенциала российского бизнеса. Для преодоления этой ситуации OZON, например, запускает маркетплейс, однако, сделать быстрый рывок в этом направлении будет проще усилиями нескольких крупных игроков».
Алексей Жуков, независимый эксперт: «Последний год принес рынку интернет-торговли, остро нуждающемуся в развитии инфраструктуры, а, соответственно, в существенных капиталовложениях, три банковских обещания. Сформировались три группы, намеревающиеся существенно изменить ландшафт электронной коммерции России – Сбербанк-Яндекс, ВТБ-Почта-Магнит, Газпромбанк-Mail.ru-Мегафон. Анонсированы гигантские суммы потенциальных вложений в инфраструктуру.
Каждая из этих групп так или иначе вела переговоры с Alibaba о совместном предприятии. Сбербанк-Яндекс предлагали трафик крупнейшего российского поисковика и собирались развивать складскую инфраструктуру. ВТБ-Почта-Магнит - логистическую инфраструктуру. Mail.ru, обладающий колоссальным трафиком социальных сетей, - трафик. В Alibaba, в конце концов, выбрали чистый трафик.
Со стороны китайского гиганта, на мой взгляд, совместное предприятие – лучший способ решить проблему эффективности маркетинговых вложений на российском рынке. В официальном пресс-релизе анонса создания ТСП приведены слова Сергея Солдатенкова, генерального директора «МегаФон», которые, как мне кажется, лучше всего раскрывают роль ТСП: «Партнерство обеспечивает беспрецедентный доступ к российской потребительской базе».
Артем Соколов, президент АКИТ, обеспокоен созданием нового ТСП: «Условия для работы AliExpress в России уже сейчас можно назвать идеальными: они не платят НДС, большая часть посылок при ввозе в РФ не облагается пошлиной, а товары не нужно сертифицировать, не требуются кассы. Когда РФПИ, Alibaba и Mail.ru Group создают совместное предприятие, получается, что китайской платформе предлагают еще и деньги, ускорение доставки и другие условия, которые помогут ей еще сильнее закрепиться на российском рынке. В результате российским производителям станет просто невозможно конкурировать с китайскими.
В официальных источников говорят, что это СП направлено на поддержку российского экспорта, но в свое время Alibaba уже открывала специальный раздел для российских производителей в рамках активного сотрудничества с Россией, спрос был таким низким, что раздел закрыли.
Вообще существует стойкое заблуждение, что в России ничего не производится. Если взять, например, одежду и обувь - то треть ассортимента на отечественных площадках представлена товарами российского производства. В то же время сейчас 36% от объема трансграничной торговли между Россией и Китаем приходится именно на одежду, обувь и другую продукцию легкой промышленности, которая проходит без налогов. О какой тогда господдержке отечественных производителей может идти речь, когда российский суверенный инвестиционный фонд поддерживает экономику другого государства?
На мой взгляд, нонсенс поддерживать зарубежные площадки, которые работают по схеме торговли из заграницы. Так у нас весь бизнес за рубеж уйдет, а вместе с ним и рабочие места. Сейчас весь рынок – это немногим больше триллиона рублей, из которых наши граждане потратили на покупки в зарубежных интернет-магазинах около 36%. В 2017 году это было 374 млрд рублей. Я прогнозирую, что в 2018 году эта сумма будет более 450 млрд рублей, из которых на долю AliExpress придется где-то 190 млрд рублей. Эта та сумма, которую он заработает в этом году на работе с российскими клиентами».
Олег Брагинский, директор «Бюро Брагинского» и основателя «Школы траблшутеров, говорит: «Объявление стратегического партнерства с половиной доли Alibaba Group в будущем предприятии недвусмысленно показывает, кто инициатор, а кто ведомый в сделке. Очередная попытка выдать устремления китайских стратегов за успехи передовой отечественной мысли.
Alibaba неоднократно заявляла, что заинтересована в создании «нового шелкового пути», чтобы товары китайского производства доходили от заказа до квартиры за три часа.
Сегодня это кажется немыслимым, но, зная неумолимость юго-восточного соседа, следует готовиться, что грузовики доставки станут печатать изделия на 3D-принтерах в пути этих авто до порога.
Вместе с тем, большой, не значит эффективный. Мелким игрокам можно не беспокоиться. Даже с китайским менеджментом славянская расслабленность не создаст прорывного партнерства.
Объединение монстров не создаст влияния на российский рынок онлайн-коммерции, а «откусит» от него процентов 60%. Слон поселится в квартире, не интересуясь возникшим неудобством для нас.
Несладко придется интернет-агрегаторам. Давление пойдет с обеих сторон. «Громила», имея беспрецедентные ресурсы, станет отчаянно демпинговать, открыв калитку в чужой двор. Товаров навалит выше крыши.
Локальные игроки завопят и потребуют ограничительных барьеров. Законодатель проснется нескоро. Ряды предпринимателей поредеют. Создавать интернет-магазины перестанет быть перспективным.
Инвестиции азиатской стороны будут в виде технологий, программного обеспечения и процессных подходов. Российские же игроки предоставят существующую инфраструктуру с минимальными модификациями.
Провозглашается поддержка малого и среднего бизнеса. Звучит неплохо, но локальные товары заведомо не конкуренты на рынках Азии, Турции, Европы и Индии. Там выше культура производства и эффективность труда, ниже стоимость человеко-часа и меньше коррупция.
Теперь о главном. Россияне смогут покупать китайские товары. Цены будут вкусны, изделия качественны. Миллионы ИП по всей стране лишатся шанса на развитие производств. Это не совместное предприятие, а геноцид отечественного бизнеса и инвестиционный популизм.
Включение России в экосистему Alibaba Group похоже на интеграцию Прибалтики в Европу. Сначала – всеобщая эйфория и дешевые кредитные деньги, затем – безработица и долги.
Кому война, а кому мать родна».