Елена Меркулова, PIR EXPO: У компаний, участвующих в выставках, больше шансов спасти бизнес
Елена Меркулова, сооснователь и руководитель международной выставки в индустрии гостеприимства PIR Expo - о трендах в выставочной отрасли, пользе для компаний от участия в выставках и вреде от информационной паники в СМИ.
R&L: Как вы сейчас оцениваете ситуацию в выставочном бизнесе, каковы перспективы восстановления отрасли?
Е. Меркулова: Выставочный бизнес оказался в числе наиболее пострадавших отраслей, поскольку на проведение выставок был наложен самый длительный запрет. Проблема в том, что регуляторы всегда необоснованно приравнивали выставки к массовым мероприятиям, поэтому с началом карантина они оказались запрещены – и надолго. Представители нашей индустрии проводили очень длительную и сложную разъяснительную работу относительно того, что конгрессно-выставочную деятельность следует рассматривать как B2B, а не как массовое мероприятие. И только с 1 августа ситуация наконец-то переломилась: выставки теперь разрешены в Московской области и Санкт-Петербурге, Москве. Однако остается еще такая серьезная проблема, как информационная истерия на тему ограничений.
R&L: Остались ли в Москве какие-то ограничения на проведение выставок?
Е. Меркулова: Сейчас проблема не в том, что они запрещены, а в том, что еще часть площадок в Москве по-прежнему заняты под госпитали. Только Экспоцентр объявил, что с начала октября возобновляет свою деятельность. По открытию остальных московских выставочных центров ясности до сих пор нет. Но выставочный центр Крокус-Экспо, в котором мы и другие крупные компании проводят выставки, находится территориально в Московской области, госпиталь в нем уже давно разобран, и с 1 августа выставки в нем начали свою работу.
R&L: Насколько серьезен ущерб от простоя?
Е. Меркулова: В целом «проседание» выставочных площадей оценивается на 50%, при этом изначально мы прогнозировали 30%. Во многом это обусловлено не ограничениями, а нагнетанием паники в СМИ – люди боятся, что у карантина будет продолжение. Согласно исследованию выставочного научно-исследовательского центра (ВНИЦ) R&C, общее сокращение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней может составить около 5,6 млрд рублей, а объем прямых и косвенных убытков компаний событийной индустрии при сохранении ситуации до конца июня 2020 убытки могут составить от 30% до 50% от оборота.
R&L: Можно ли уже говорить, что власти дали «зеленый свет» выставкам и какие вопросы пока еще остаются нерешенными?
Е. Меркулова: Самое главное – прекратить информационные вбросы ради хайпа с пророчествами относительно второй волны. Роспотребнадзор подготовил вполне жизнеспособные рекомендации, в соблюдении которых нет ничего сверхъестественного и невыполнимого. Ведь по большому счету выставки мало чем отличаются от торговых центров – а они уже нормально функционируют, как и рестораны, и отели. Мы не видим никаких проблем с точки зрения обеспечения безопасности стендистов и делегатов, все необходимые требования организаторы выставок готовы выполнять.
R&L: Оказывало ли государство реальную поддержку организаторам выставок в период карантина? Была ли помощь реально полезной?
Е. Меркулова: У нас ситуация оказалась особенно сложной – мы пострадали в тройном размере, поскольку все карантинные ограничения коснулись и выставочного бизнеса, и ресторанов, и отелей. Сельхозвыставки, например, пострадали намного меньше, поскольку на бизнес экспонентов пандемия не повлияла, проблемы коснулись только организаторов выставок.
Многие компании, особенно те, которые давно существуют на рынке, не смогли получить господдержку, которая выделялась на основании отмеченных правительством кодов ОКВЭД. Дело в том, что 23 года назад, когда мы только начинали работать, ОКВЭДа для выставочной деятельности элементарно не существовало – мы работали под другим кодом. И несмотря на то что мы писали письма в различные ведомства, с приложением документов, подтверждающих, что все эти годы мы занимались исключительно организацией выставок, в пересмотре нашего вопроса нам было отказано. Правда, неожиданно на некоторые послабления согласилась налоговая служба.
Но даже те выставочные компании, которые соответствовали требуемому коду ОКВЭД, по большей части поддержки не получили – по причине отсутствия деятельности (что было вполне объяснимо в этот период). И кредиты, и выплаты по 12 тыс. руб. на каждого сотрудника получили далеко не все, поскольку многие компании были вынуждены сокращать штат.
Еще одна нерешенная проблема – это деятельность огромного количества технических компаний, обеспечивающих застройку выставки, звук и пр. Очевидно, что у них не было соответствующего ОКВЭД, и они не могли даже рассчитывать на помощь от государства.
То же самое можно сказать о наших экспонентах, которые занимаются обеспечением и оснащением ресторанов и отелей. Их клиенты поддержку получили, сами они – нет. Конечно, некоторые из них пытались использовать время простоя как возможность что-то улучшить, переформатироваться, некоторые попытались сконцентрироваться на работе с ритейлерами – и у многих это получилось.
R&L: Насколько полезным и рентабельным был онлайн-формат для взаимодействия с партнерами?
Е. Меркулова: Мы осознано не проводили никаких обучающих онлайн-мероприятий, поскольку пришли к выводу, что наши партнеры сейчас находятся в сильном стрессе и вряд ли готовы к освоению новых навыков. Единственный онлайн-канал, который мы запустили, был предназначен для шеф-поваров и помогал им обмениваться опытом во время карантина.
А когда ситуация начала улучшаться, онлайн-формат всем уже безумно надоел, и затевать очередную конференцию или вебинар уже было бессмысленно. Выставки же в онлайн-формате в принципе не интересны – для их успешного проведения необходимы живое общение, определенная атмосфера, комьюнити с общими ценностями и профессиональным родством. Онлайн никак не может всего это заменить.
R&L: Какие сценарии выхода из кризиса вы сейчас видите, какой тактики стоит придерживаться организаторам выставок?
Е. Меркулова: Прежде всего – работать и находить для своих клиентов правильную аргументацию. Люди, которые шли в выставочный бизнес, всегда умели держать удар – работа в этой отрасли никогда не была простой, нужно всегда быть мобильными, уметь быстро анализировать ситуацию и просчитывать дальнейшие шаги. Многие сейчас не понимают, зачем нужны выставки, расценивают их как дополнительную нагрузку на коллектив. Работать с большим потоком отказов, безусловно, крайне сложно, поэтому сейчас очень важна работа со своей командой, поддержание в ней правильного настроя.
R&L: Есть ли потери из числа ваших экспонентов?
Е. Меркулова: Безусловно, у некоторых компаний сейчас серьезные финансовые сложности, кто-то просто боится и занял выжидательную позицию. Но при этом в большинстве своем они не перестали существовать.
R&L: Нет ли опасений, что на общем информационном фоне выставки останутся без посетителей?
Е. Меркулова: Это всего лишь страхи. Конечно, рассчитывать на такую же посещаемость, как в предыдущие годы, не стоит, некоторые регионы не смогут принять участие в выставке, однако на сегодняшний день я не вижу особых причин для беспокойства. В целом люди уже устали сидеть по домам, им нужно активное общение. Кроме того, наши клиенты тоже пережили кризис, им необходимо оптимизироваться и найти наиболее выгодные методики, оборудование, продукты. И мы видим, что количество клиентов, которые покупают билет на нашу выставку, растет с каждым днем, и сейчас уже достигнут уровень прошлого года.
R&L: Как выставочная индустрия помогает бизнесу в этих новых условиях? Как профессиональные мероприятия помогают рестораторам, отельерам и другим представителям отрасли выйти из кризиса на новый уровень?
Е. Меркулова: Сейчас все ищут оптимальные решения, которые помогут бизнесу в текущих условиях. А на специализированных выставках можно оценить все технологии, которые есть на рынке, в моменте их сравнить и выбрать оптимальный продукт, вместо того чтобы тратить время на поездки и общение с каждым вендором отдельно. Также можно обсудить заинтересовавшие решения с коллегами, понять, как они работают и реально ли помогут они бизнесу.
Деловая программа позволяет компаниям обменяться опытом, узнать о способах решения злободневных проблем.
А кроме того, сейчас на выставках можно заполучить аудиторию экспонентов, которые побоялись принять в них участие.
Уверена, что выставки сейчас – крайне необходимые мероприятия, для всех без исключения отраслей.
Ведь выставки – это ключ к восстановлению экономики, они помогают бизнесу пережить это непростое время. Одним из последствий масштабных кризисов всегда становится передел рынка, а значит, чтобы не упустить своих клиентов и привлечь новых, компаниям необходимо быть особенно активными – и прежде всего на отраслевых мероприятиях, которые стопроцентно помогут им укрепить свои позиции.