30.08.2017, 08:18
Количество просмотров

РЭЦ: «Мы готовим малый и средний бизнес к выходу на мировой рынок»



  
    
            
             Алиса Никитина,
        
       генеральный директор
Школы экспорта РЭЦ     
       

В мае 2016 года в структуре Российского экспортного центра (РЭЦ) –
государственного института развития была запущена Образовательная
программа для начинающих экспортеров, уполномоченным оператором которой
является Школа экспорта РЭЦ. Об особенностях и уникальности программы
рассказала генеральный директор Школы экспорта РЭЦ Алиса Никитина.

РЭЦ: «Мы готовим малый и средний бизнес к выходу на мировой рынок»
 - рис.1
Алиса Никитина,
генеральный директор Школы экспорта РЭЦ

В мае 2016 года в структуре Российского экспортного центра (РЭЦ) – государственного института развития была запущена Образовательная программа для начинающих экспортеров, уполномоченным оператором которой является Школа экспорта РЭЦ. Об особенностях и уникальности программы рассказала генеральный директор Школы экспорта РЭЦ Алиса Никитина.


R&L: В чем основная сложность успешного выхода на внешние рынки для российских предпринимателей?

А. Никитина: Вести внешнеэкономическую деятельность может любое как малое, так и среднее предприятие, при условии, что экспортер имеет уникальный востребованный продукт и выстраивает грамотную модель выхода на зарубежные рынки с учетом особенностей и нюансов каждого этапа экспортного проекта. Правильнее говорить о барьерах, которые возникают на пути предпринимателей, заинтересованных в расширении рынков сбыта своей продукции. Согласно анализу запросов от представителей МСП, поступающих в Российский экспортный центр, основными барьерами являются информационный и финансовый. Большая часть экспортеров не имеет четкого представления, как начать экспортировать и где получить ту или иную поддержку. Отсутствие структурированных знаний и спорадический характер предлагаемых на рынке дополнительного образования семинаров и обучающих программы в области ВЭД сдерживают старт и развитие экспортной деятельности предприятий и влекут за собой определенные риски для бизнеса в целом.

Именно с этой целью, оказания системной образовательной поддержки экспортно ориентированным предприятиям и их стимулирования к старту экспортной деятельности, в структуре государственного института развития РЭЦ была создана и запущена образовательная программа. Тем более что экспортный потенциал российских предприятий очень высок. У нас есть достаточно уникальных конкурентоспособных продуктов, которые имеют спрос на зарубежных рынках. Один из многих примеров – принтер-­фольгиратор предпринимателя из Ханты­-Мансийского автономного округа, который он сам изобрел, сам наладил производство и в настоящий момент занимается его экспортом.

R&L: Что собой представляет образовательная программа РЭЦ и почему предприниматель должен ее предпочесть остальным?

А. Никитина: Российский рынок дополнительного профессионального образования велик, и он предлагает предпринимателям достаточное количество различных курсов, в том числе посвященных экспортной тематике, но все они по большей части хаотичны. Кто­то преподает только маркетинг, кто-­то логистику, кто-­то валютное законодательство и право. Примеров, когда собран комплекс знаний по всем этапам экспортного проекта, пока на рынке нет. В этом заключается уникальность нашей образовательной программы: мы собрали всю экспортную тематику в рамках одной программы и даем информацию в разрезе экспортного проекта, где каждый курс посвящен отдельному этапу экспортной деятельности.

 - рис.2
В 2017 году программа дополнилась курсами о возможностях онлайн-торговли, что является актуальным в период активного развития электронной коммерции, и о налоговых аспектах в экспортной деятельности

Одиннадцать курсов образовательной программы Школы экспорта РЭЦ раскрывают следующие темы: введение в экспорта как в проект и государственная поддержка экспорта, маркетинг для экспортеров, деловая коммуникация, правовые аспекты, финансы, документационное обеспечение, таможня и логистика. Эти восемь курсов были разработаны и запущены в 2016 году. В 2017 году программа дополнилась курсами о возможностях онлайн-­торговли, что является актуальным в период активного развития электронной коммерции, и о налоговых аспектах в экспортной деятельности. Отдельный курс мы посвятим продуктам Российского экспортного центра. Из него слушатели узнают, что представляет собой тот или иной продукт группы РЭЦ, как ими можно воспользоваться и комбинировать между собой, на какую государственную поддержку можно рассчитывать и так далее.

 - рис.3

При разработке программы особое внимание мы уделили авторскому составу – мы привлекли ведущих специалистов из разных сфер экономики, бизнеса и академического сообщества. Так, например, одним из авторов курса «Правовое обеспечение экспортной деятельности» стал управляющий партнер Центра интеллектуальной собственности «Сколково», начальник Департамента сопровождения валютных операций Газпромбанка – соавтор курса по документационному обеспечению, а доцент департамента мировой экономики Высшей школы экономики работала над созданием курса по эффективному маркетингу для экспортеров. Таким образом, синергетический эффект от объединения экспертизы авторов курсов из разных сфер экономики, бизнеса и академического сообщества позволил создать практико-ориентированную программу с высоким уровнем качества содержания и актуальности информации.

Также стоит отметить модульный формат программы – у слушателя есть возможность пройти обучение как последовательно по всем курсам, это полезно в первую очередь новичкам в экспорте, так и выбрать для обучения отдельный курс в зависимости от потребностей предприятия. После обучения по каждому из курсов мы выдаем удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Кроме того, параллельно с работой по созданию очных курсов и их реализации в регионах были запущены онлайн­-курсы, полностью повторяющие программу очного обучения. Онлайн­-курсы может пройти любой желающий на портале exportedu.ru, в отличие от очной формы, где для обучения слушателю необходимо предоставить диплом о среднем специальном или высшем образовании и направление с места работы.

R&L: Вы позиционируете реализацию образовательной программы в формате «Центр для центров». Означает ли это, что полученные знания можно тиражировать на региональном уровне?

А. Никитина: В этом и заключается механизм реализации образовательной программы в регионах, когда Школа экспорта РЭЦ создает единые образовательные стандарты обучения экспорту – разрабатывает курсы, обучает по ним в Москве представителей от организаций региональной инфраструктуры поддержки экспорта/предпринимательства и формирует из них штат тренеров. Аттестованные Школой экспорта тренеры, в свою очередь, обучают представителей экспортно ориентированных предприятий МСП в регионах по переданным им образовательным методикам и стандартам.

По результатам обучения в Москве и успешного прохождения аттестации каждый региональный тренер Школы экспорта РЭЦ получает полный комплект учебных материалов, по которым он обучает предпринимателей. Причем эти материалы представляют собой детальный скрипт для тренеров, которые проводят строго по нему обучение согласно утвержденному таймингу. Четкий сценарий предусматривает все детали: что тренер будет говорить, какие примеры приводить, интерактивные упражнения – все учтено. Уровень программы консистентный и одинаковый во всех регионах благодаря тому, что все знания у нас систематизированы в рамках набора учебных материалов, которые разрабатывают группы экспертов Школы экспорта РЭЦ.

R&L: Каковы критерии выбора тех регионов, где проходит обучение предпринимателей?

А. Никитина: Основными критериями отбора регионов для участия в реализации образовательной программы Школы экспорта РЭЦ являются в первую очередь заинтересованность и активная позиция администрации региона, наличие инфраструктуры поддержки экспорта и собственно экспортный потенциал региона в лице экспортно ориентированных представителей малого и среднего предпринимательства. Заявки на участие в программе нам поступают либо от администрации региона, либо от органа, курирующего внешнеэкономическую деятельность.

 - рис.4

Так, в 2016 году мы реализовали стоявшую перед нами амбициозную задачу – в кратчайшие сроки запустили образовательную программу, восемь курсов, сразу в 13 пилотных регионах. На сегодняшний день программа реализуется в 40 субъектах Российской Федерации, с которыми подписаны четырехсторонние соглашения: между РЭЦ, Школой экспорта РЭЦ – оператором программы, региональным органом исполнительной власти – куратором программы в регионе, и инфраструктурой поддержки экспорта – региональным оператором программы.

До конца 2017 года мы увеличим количество регионов­-участников до 46 за счет присоединения тех субъектов Российской Федерации, где в пилотном режиме внедрен региональный экспортный стандарт, созданный Российским экспортным центром с целью обеспечения благоприятных условий для развития экспортной деятельности. Школа экспорта РЭЦ является частью проекта регионального экспортного стандарта, заявки на участие в котором были получены от 26 пилотных регионов, в 20 из которых уже реализуется наша образовательная программы для экспортеров.

R&L: Могут ли сегодняшние студенты, мечтающие об открытии своего бизнеса, получить знания в Школе экспорта РЭЦ?

А. Никитина: На сегодняшний день студенты могут пройти обучение в Школе экспорта РЭЦ дистанционно на нашем образовательном портале exportedu.ru. В ближайшем будущем для них будут доступны и очные курсы. Для того чтобы стимулировать предпринимательскую активность у студентов­-магистрантов, мы разрабатываем совместную программу по организации предпринимательской экспортной деятельности с РЭУ им. Плеханова, которая будет запущена в октябре.

Как показывают исследования, проводимые вузами, в течение пяти лет после окончания половина выпускников принимает решение начать работать на себя. То есть пять лет они работают на компании в качестве наемных служащих и через пять лет уже выходят на собственную орбиту. Мы хотим сократить этот период и обеспечить получение необходимых знаний и навыков для того, чтобы они понимали и знали, на что могут рассчитывать, если начнут работать в качестве предпринимателей. То есть, если говорить простыми словами, в настоящее время мы формируем кадровый резерв для частного экспортно ориентированного бизнеса, состоящего из нынешних студентов вузов.

Этот пример сотрудничества Школы экспорта с вузом – первый, но не последний. В ближайшее время мы планируем развивать это направление и реализовывать специализированные программы с другими ведущими вузами страны в рамках поставленных задач в приоритетном проекте «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» Российского экспортного центра. Также до конца этого года планируется начать разработку программы, связанной с повышением уровня знаний в сфере экспортной деятельности, для государственных служащих.

R&L: Если подвести итоги работы первого года, что наиболее показательно?

 - рис.5
В настоящее время мы формируем кадровый резерв для частного экспортно ориентированного бизнеса, состоящего из нынешних студентов вузов

А. Никитина: Во-­первых, масштаб охвата. В регионах – участниках нашей образовательной программы в течение года (с апреля 2016­ го по апрель 2017­го) прошел очное обучение 1741 предприниматель. Что касается онлайн– формата, там цифра выше – 2500 человек.

Для нас высшей оценкой является то, что, несмотря на огромную загрузку, предприниматели проявили серьезный интерес к дополнительному обучению. Второй момент – есть реальный эффект от нашей программы. Об изобретателе и экспортере принтера-­фольгиратора, способного производить тиснение, вы уже знаете. Другой пример – Волгоградская область. У родственника предпринимателя есть пасека. Он начал реализовывать идею производства взбитого меда, с ягодами, орехами. Предприниматель обучался по нашей программе и как итог, применив полученные знания в части построения эффективной деловой коммуникации, смог заключить контракт на поставку своей продукции в одну из торговых сетей Великобритании.

R&L: Придется ли предпринимателям оплачивать какие-то расходы на обучение?

А. Никитина: Нет. На сегодняшний день программа не предусматривает платы. Хотя в дальнейшем мы рассматриваем вопрос о ее монетизации. И, вероятнее всего, это начнется с онлайн­-обучения.

Рубрика:
{}
Теги: