17.04.2017, 10:30
Количество просмотров

SPSR Express: мы не видим непреодолимых барьеров для развития онлайн-экспорта


  
    
    
    
        Алекс Борисов,
директор по развитию бизнеса
SPSR Express
    
    
  



О ситуации на рынке онлайн-экспорта, наиболее существенных проблемах,
с которыми приходится сталкиваться экспортерам, экспортной базе
и потенциальных рынках, а также о перспективах совместного решения
с Российским экспортным центром для производителей рассказал
директор по развитию бизнеса SPSR Express Алекс Борисов.





R&L: Как сегодня ведет себя рынок логистики
в РФ в части динамики доли негосударственных
операторов в трансграничной коммерции?
Какие факторы играют на их стороне?

SPSR Express: мы не видим непреодолимых барьеров для развития онлайн-экспорта
 - рис.1
Алекс Борисов,
директор по развитию бизнеса SPSR Express

О ситуации на рынке онлайн-экспорта, наиболее существенных проблемах, с которыми приходится сталкиваться экспортерам, экспортной базе и потенциальных рынках, а также о перспективах совместного решения с Российским экспортным центром для производителей рассказал директор по развитию бизнеса SPSR Express Алекс Борисов.


R&L: Как сегодня ведет себя рынок логистики в РФ в части динамики доли негосударственных операторов в трансграничной коммерции? Какие факторы играют на их стороне?

А. Борисов: Доля негосударственных операторов, участвующих в трансграничной торговле, сейчас заметно растет, и обусловлено это несколькими факторами. Во-первых, соотношение цены и качества коммерческих операторов становится все более привлекательным для клиентов, во-вторых, все больше международных площадок делают акцент на скорости доставки и поэтому обращаются именно к экспресс-операторам. Также отмечу еще одну интересную тенденцию: многие глобальные площадки сейчас пытаются диверсифицировать свои способы доставки таким образом, чтобы доля почтовых и непочтовых операторов была примерно одинаковой, и для этого запускают различные проекты по внедрению экспресс-доставки для своих покупателей.

Следует также упомянуть стремление негосударственных операторов осваивать новые ниши, например, сегмент мелких недорогих посылок, которые до сих пор находились в зоне ведения исключительно почтовых операторов.

 - рис.2

R&L: Есть ли шанс у логистических операторов укрепить свои позиции на рынке онлайн-экспорта, с учетом преференций, имеющихся у Почты России?

А. Борисов: На мой взгляд, несмотря на то что упрощение прохождения таможенных процедур действительно предусмотрено только для Почты России, для профессиональных компаний это не является проблемой, если они обладают необходимым уровнем экспертизы. Таким образом, наличие непреодолимых барьеров для участия в процессах онлайн-экспорта для коммерческих компаний – не более чем миф.

R&L: А с какими препятствиями все-таки приходится сталкиваться потенциальным экспортерам?

А. Борисов: Не так давно Data Insight совместно с PayPal провели исследование среди тех компаний, которые уже так или иначе занимаются онлайн-экспортом. Большинство опрошенных отметили три барьера.

Во-первых, речь идет об отсутствии западных партнеров, причем не только логистических, что серьезно затрудняет доставку или размещение на зарубежных площадках, а иногда и делает их невозможными. Во-вторых, неинформированность российских компаний относительно экспортных процедур, в т. ч. таможенных, а также различных нюансов, которые могли бы помочь им в развитии своего бизнеса. На третьем по значимости месте оказались проблемы законодательного характера: экспортеры хотели бы упрощения процедур, связанных с возвратом НДС и прохождением таможни. Уверен, что решение этих проблем вполне по силам всем заинтересованным сторонам.

R&L: Насколько нерешенность проблемы с возвратом НДС является барьером для экспортной деятельности крупных ритейлеров?

А. Борисов: На мой взгляд, этот вопрос только выглядит проблемным, с учетом того, что логистические операторы при оформлении товаров на экспорт предоставляют все необходимые документы для беспрепятственного возврата НДС. Конечно, некоторые налоговые службы могут потребовать дополнительный пакет документов, например, официальное письмо таможни с подтверждением факта экспорта, но, насколько мне известно, таможенные службы не создают препятствий при оформлении таких документов. В отрасли существует миф, что процесс возврата НДС немыслимо сложен, однако на практике узаконенная процедура отвечает всем требованиям ведения бизнеса.

Конечно, мы как участники рынка прилагаем максимум усилий, чтобы максимально упростить все, что кажется сложным для экспортеров, предлагая свои решения, и надеемся, что в итоге выиграют все стороны. На самом же деле рекомендую производителям вплотную заняться онлайн-экспортом, и тогда многие мифы развеются сами собой.

R&L: Есть ли в России база для такого экспорта, что и в каких странах из российских товаров востребовано?

А. Борисов: База, безусловно, есть, и ситуация на этом рынке складывается довольно интересная. В основном экспортом у нас занимаются компании сегмента МСБ. При этом стоит отметить, что, если на развитых рынках доля малого и среднего предпринимательства в ВВП страны достигает 60%, у нас она пока что не превышает 20%. Мы надеемся, что при комплексной поддержке государством малого и среднего предпринимательства будет обеспечен динамичный рост e-commerce, в т. ч. трансграничного.

Основными регионами, в которые сейчас экспортируются товары российского производства, являются Северная Америка и Западная Европа – около 70% общего объема экспорта. На долю Китая приходится от 10 до 15%.

 - рис.3

Что касается наиболее востребованных категорий, можно выделить 3 или 4. В такие страны, как Израиль, США, Великобритания, Германия, в которых проживает значительная часть российских эмигрантов, не желающих терять культурных связей с родиной, экспортируются книги, антиквариат, предметы искусства. Среди китайских покупателей пользуются популярностью российские продукты питания и косметика. В этой стране сейчас на пике моды находятся экологически чистые, натуральные товары, которые у местного населения ассоциируются с Сибирью. Также в Юго-Восточной Азии пользуются спросом различные сувенирные изделия.

В Западной Европе наблюдается еще один примечательный тренд: поскольку из-за низкого курса рубля стоимость электроники в России намного ниже, чем в местных магазинах, появилось множество реселлеров, перепродающих технику в эти страны. Отмечу, что это направление уже оказывает существенное влияние на объемы экспортного потока российских товаров.

R&L: А есть ли российским производителям смысл бороться за китайский рынок, где доля онлайн-экспорта превышает 80%, или лучше обратить внимание на менее изученные рынки?

А. Борисов: Действительно, Китай является одним из самых тяжелых рынков для входа, с очень сложной конкурентной средой, где игрокам нужно непрерывно бороться за покупателя и его кошелек. Но вместе с тем этот рынок открывает перед экспортерами отличные возможности, прежде всего из-за огромного количества представителей как среднего класса, так и среднего минус, покупательская способность которого также достаточно высока. Конечно, нашим производителям там необходимо найти собственные ниши, нельзя думать, что наши товары там встретят с распростертыми объятиями. Завоевать китайский рынок можно будет только после тяжелой борьбы. Как я уже сказал, есть группы товаров, которые будут, безусловно, интересны китайским потребителям, сюда же можно причислить ювелирные изделия, например, из янтаря, аксессуары, изделия из кожи и меха. Таким образом, идти на китайский рынок можно и нужно – но осторожно и осмысленно.

R&L: Не могу не спросить: а наши производители действительно будут снабжать Китай натуральными продуктами или попробуют продавать суррогаты? Фиксируются ли такие случаи?

А. Борисов: Насколько мне известно, те компании, которые работают на экспорт, используют очень высокие стандарты качества в производстве: зарубежный рынок слишком трудно завоевать, чтобы так рисковать. Всем знаком хрестоматийный уже пример популярности в Китае западного сухого молока, а также мороженого, которое некоторые авиакомпании традиционно подают на рейсах в Китай. И здесь могу сказать однозначно, что качество российской продукции гораздо выше китайских аналогов, поэтому приучить китайских потребителей к ней будет не так уж сложно.

R&L: Что собой представляют компании-продавцы, которые занимаются розничным онлайн-экспортом за рубеж?

А. Борисов: По большей части это малые и средние предприниматели, которые считают свой продукт достаточно интересным, чтобы решиться выйти с ним на зарубежные рынки. Среди них достаточно много производителей товаров хэнд-мэйд: у зарубежных покупателей пользуются успехом, например, эксклюзивные свадебные платья, солнечные очки с деревянной оправой. В общем, товары, так сказать, народных умельцев, которым, конечно, необходима помощь в выходе на новые рынки. Незнание нюансов экспортных процессов, отсутствие контактов и налаженных связей с зарубежными партнерами являются слабыми местами таких компаний, и здесь им могут помочь логистические операторы и сервисные компании.

 - рис.4
14 февраля глава группы РЭЦ Петр Фрадков и генеральный директор SPSR EXPRESS Владимир Солодкин подписали соглашение о сотрудничестве

R&L: Насколько в популяризации российских товаров за рубежом важны такие акции, как «Киберпонедельник», который в этом году вышел на международный уровень?

А. Борисов: Определенно, все наши экспортеры, как действующие, так и потенциальные, должны принимать активное участие во всех локальных акциях, праздничных распродажах, таких как «День холостяка», «Черная пятница» и пр. Это уникальная возможность предложить свой товар местным потребителям по выгодным ценам, а также оказаться в нужном месте в нужное время. Конечно, им придется проводить предварительный тщательный анализ как конкурентной среды, чтобы выработать правильную тактику ценообразования, так и культурологических особенностей страны, чтобы понять, каким образом правильно оформить витрины своих интернет-магазинов в определенные национальные праздники, например. Участие в таких акциях является отличным шансом для наших производителей популяризовать свои товары. И, насколько мне известно, самые активные производители уже вовсю используют эти возможности.

R&L: Достаточно ли для развития онлайн-экспорта недавно запущенного решения РЭЦ и SPSR либо в данном вопросе действует принцип «чем больше, тем лучше»? Можно ли считать, что бизнес наконец получил ту самую национальную платформу, о которой много говорилось в последнее время?

А. Борисов: Речь все-таки идет не о классической платформе формата AliExpress или eBay, а о комплексном решении для экспорта российских товаров на ведущих международных онлайн-площадках. Это решение позволит отечественным производителям представить свои товары на самых популярных онлайн-витринах мира с их последующей доставкой до потребителей. У нас нет цели создавать какие-то новые площадки, что потребовало бы дополнительных усилий по привлечению туда пользовательской аудитории. Мы планируем работать с онлайн-моллами, на которых иностранные клиенты привыкли совершать повседневные покупки, которым они доверяют, такими как JD, Amazon и пр.

Данное решение позволит нам понять, какие товары и в какой стране окажутся наиболее востребованными, что собой представляет конкурентная среда, по каким ценам они продают, какое качество сервиса у них. На следующем этапе, когда у нас будет достаточно информации для проведения статистического анализа по всем важным параметрам, можно будет задуматься о создании собственных площадок. Но это вопрос будущего. Сейчас нужно сконцентрироваться на освоении маркетплейсов с хорошим трафиком, чтобы обеспечить нашим экспортерам максимальные шансы на успех.

R&L: Сформирован ли уже пул потенциальных партнеров?

А. Борисов: Да, нами уже разработана дорожная карта развития проекта. Существует список тех компаний, с которыми мы бы хотели работать теоретически, тех, с которыми ведутся переговоры, а также тех, с которыми уже достигнута договоренность о размещении товаров российских экспортеров. Первой ласточкой стала платформа JD Worldwide, далее мы заключили договор с Amazon, на текущий момент ведутся переговоры с DHgate и eBay, в перспективе мы будем налаживать сотрудничество с французскими площадками Cdiscount и Pixmania, а также американскими Newegg и Jet, и т.д.

R&L: Данное решение нацелено в первую очередь на малый и средний бизнес?

А. Борисов: На самом деле наше решение модульное, поэтому оно может быть интересно компании любого масштаба. Оно включает комплекс услуг по поддержке продаж, логистике, помощь в создании листинга товаров, его публикации, разработке продуктовых каталогов для различных площадок. Также в проекте предусмотрено предоставление экспортерам финансовых инструментов, позволяющих ускорить процесс поступления денежных средств, с участием партнеров – факторинговых компаний. И, конечно же, различные маркетинговые инструменты, позволяющие вывести онлайн-продажи на самый высокий уровень. В зависимости от штата и компетенции экспортеров они могут либо выбрать решение целиком, либо заказать его отдельные составляющие.

R&L: Каким образом будет вестись работа над повышением узнаваемости российских брендов?

А. Борисов: Наши партнеры из РЭЦ разработали очень полновесную программу работы над узнаваемостью российской продукции. Мы как сервисная компания также предлагаем экспортерам различные инструменты в рамках той или иной онлайн-площадки для маркетингового продвижения. Это может быть участие в различных акциях, таких как «популярный товар дня», подключение магазина к участию в распродажах типа «Киберпонедельника», вывод его на первую страницу и пр., продвижение товаров экспортера в сети и т. д.

 - рис.5
Наша глобальная цель – предоставить производителям возможность спокойно заниматься тем, что они умеют лучше всего, т. е. создавать конкурентоспособную продукцию, избавив их от всех проблем с ее экспортированием, размещением, доставкой и пр.

R&L: Каким образом вы взаимодействуете с JD Worldwide?

А. Борисов: Любого производителя, желающего разместиться на площадке, JDWorldwide передает в работу китайским сервисным компаниям, которые обеспечивают им полный комплекс услуг. Для того чтобы войти в этот пул, нам потребовалось зарекомендовать себя достойным партнером, а также разработать технологическое решение, адаптированное под требования JD. В итоге мы получили от них одобрение на представление интересов российских экспортеров, и после того как были достигнуты все договоренности и мы поняли, что готовы к работе, было публично объявлено о запуске решении. Теперь совместно с РЭЦ помогаем заинтересованным клиентам, которые хотели бы выйти на китайский рынок с помощью этой площадки.

R&L: Какое примерно количество экспортеров вы планируете привлечь?

А. Борисов: Все зависит от того, какое количество посчитает целесообразным сама площадка JD. Каждая онлайн-площадка имеет собственную аудиторию, в данном случае речь идет о товарах для достаточно состоятельных китайских потребителей. На JD Worldwide будут привлекаться производители премиум-товаров, включая часовые и ювелирные заводы. Мы надеемся, что до конца года несколько таких компаний уже смогут предложить свои товары на JD.

R&L: Каковы ваши дальнейшие планы по поддержке розничного экспорта?

А. Борисов: Мы верим в то, что нашей стране под силу стать экспортером товаров народного потребления, пищевой промышленности. Уверен, что именно сейчас и экономическая конъюнктура, и политическая ситуация способствуют осуществлению этих планов. Само собой, нельзя ограничиваться созданием одного инструмента для размещения на онлайн-площадках, в будущем мы рассчитываем не только принимать участие в выводе наших производителей на онлайн-площадки, но и оказывать им содействие в создании собственных интернет-магазинов и в привлечении трафика на их страницы. В этом русле намечено также и ведение офлайновых проектов, например, открытие шоу-румов. Наша глобальная цель – предоставить производителям возможность спокойно заниматься тем, что они умеют лучше всего, т. е. создавать конкурентоспособную продукцию, избавив их от всех проблем с ее экспортированием, размещением, доставкой и пр.

R&L: На ваш взгляд, как скоро российский онлайн-экспорт сможет выйти на мировой уровень?

А. Борисов: В настоящий момент объем онлайн-экспорта составляет 2 млрд долл. С учетом комплексной поддержки экспорта к 2020 году данная цифра может удвоиться, достигнув 4 млрд долл., таким образом темпы роста его объема могут составить от 30 до 60% в год. Мы считаем, что показатели развития экспорта демонстрируют отличную динамику, и приложим все усилия, чтобы это свершилось. Тогда уже можно будет говорить о том, что онлайн-экспорт занимает видимую долю в экономике нашей страны.

R&L: И тогда Россия станет страной экспорта?

А. Борисов: Думаю, гораздо важнее поддерживать баланс между импортной и экспортной деятельностью участников индустрии.

Рубрика:
{}
Теги: