Франчайзинг в fashion-ритейле: возможности, которые нельзя упускать
Эдуард Остроброд, вице-президент корпорации SELA
Смогут ли российские потребители адаптироваться к новой экономической ситуации, есть ли шанс у российского fashion-ритейла восстановить свои показатели продаж уже в текущем году и в чем заключаются преимущества франчайзингового бизнеса с точки зрения франчайзера, в своем интервью журналу Retail & Loyalty рассказывает вице-президент корпорации SELA Эдуард Остроброд.
Эдуард Остроброд, вице-президент корпорации SELA |
Смогут ли российские потребители адаптироваться к новой экономической ситуации, есть ли шанс у российского fashion-ритейла восстановить свои показатели продаж уже в текущем году и в чем заключаются преимущества франчайзингового бизнеса с точки зрения франчайзера, в своем интервью журналу Retail & Loyalty рассказывает вице-президент корпорации SELA Эдуард Остроброд.
R&L: Какова ваша оценка ситуации на российском рынке фэшн-ритейла в целом и по отдельным сегментам?
Э. Остроброд: Трудно давать оценку отрас- ли в целом, поскольку текущее состояние и перспективы развития различных компаний во многом зависят от их стратегий, выбранных еще в самом начале изменения экономиче- ской ситуации. Но если уж попытаться опре- делить среднюю температуру по больнице, то, на мой взгляд, рынок будет продолжать как минимум стагнировать, причем не исключе- но общее падение продаж к концу года при- мерно на 10%.
Дело в том, что на сегодняшний день доля расходов на питание среднестатистическо- го россиянина достигла примерно 55%. Таким образом, на все остальное, включая квартплату и транспорт, остается 45% до- хода – еще недавно эта цифра была около 50% и выше. Сокращение свободных денег у потребителей неизбежно повлекло про- порциональное уменьшение количества по- купок предметов не первой необходимости, в т. ч. одежды и обуви. Предсказать влияние данных тенденций на каждого конкретно- го ритейлера невозможно: кто-то, вероятно, уйдет с рынка, кто-то сократит масштабы бизнеса, кому-то, наоборот, удастся сформи- ровать правильное продуктовое и сервисное предложение, за которое покупатель про- голосует рублем. Правильный ассортимент и правильная цена помогут наиболее здра- вомыслящим игрокам провести свой бизнес через кризис.
Если рассматривать каждый сегмент в от- дельности, могу с уверенностью сказать, что в низкоценовом сегменте, так же как в сег- ментах люкс и премиум, особых изменений не предвидится: полностью отказаться от одежды потребители не смогут, а состоя- тельные клиенты, возможно, воздержатся на период кризиса от покупки виллы или яхты, но не блузки за 500 долларов. В самом невыгодном положении оказались ритейле- ры из среднеценового сегмента: у них до сих пор наблюдается массовой отток клиентов, принявших решение сэкономить на оде- жде и отдавших предпочтение недорогим товарам.
R&L: На ваш взгляд, когда примерно можно ожидать восстановления рынка fashion-ритейла?
Э. Остроброд: Полагаю, что этот процесс уже начался, пусть и незаметно для нево- оруженного взгляда. Мы пережили и де- кабрьский ажиотаж, и январскую депрес- сию, после чего страна некоторое время жила в ожидании весеннего схлопывания экономики как таковой. Но вечно жить в преддверии конца невозможно, и, как я могу судить по динамике выручки нашей компании, к лету люди уже почти адаптиро- вались к сложившейся ситуации. Любители шопинга, решив для себя, что все худшее уже произошло, начинают возвращаться к своему любимому занятию, пусть даже в более дешевых магазинах. Неоднократно мне доводилось читать в СМИ статьи с пред- сказаниями второй волны кризиса: если это действительно случится, рынок опять силь- но пошатнется, если нет, показатели объема продаж постепенно поползут вверх.