01.02.2012, 00:00
Количество просмотров

«Магазин будущего»: в российском ритейле победит тот, кто победит очередь

В Москве на 4-м Международном форуме по нанотехнологиям RUSNANOTECH 2011 был представлен «Магазин будущего», который вызвал живой интерес как у экспертов, так и у российских ритейлеров, в последнее время активно осваивающих инновационные технологии управления бизнесом. В своем интервью R&L генеральный директор ООО «Магазин будущего» Ольга Караева рассказала об особенностях проекта и перспективах внедрения RFID-технологий в отечественной торговой рознице.
«Магазин будущего»: в российском ритейле победит тот, кто победит очередь

 - рис.1В Москве на 4-м Международном форуме по нанотехнологиям RUSNANOTECH 2011 был представлен «Магазин будущего», который вызвал живой интерес как у экспертов, так и у российских ритейлеров, в последнее время активно осваивающих инновационные технологии управления бизнесом. В своем интервью R&L генеральный директор ООО «Магазин будущего» Ольга Караева рассказала об особенностях проекта и перспективах внедрения RFID-технологий в отечественной торговой рознице.


R&L: Как и у кого родилась идея создать «Магазин будущего» в России? Кто из компаний-партнеров участвует в реализации проекта?

О. Караева: Одним из инициаторов создания нашего проекта был известный предприниматель Лев Хасис, в настоящее время занимающий пост старшего вицепрезидента Wal-Mart Stores, на котором он отвечает за вопросы интеграции приобретенных сетей, глобальной синергии и внедрения инноваций. Лев Хасис всегда интересовался инновационными технологиями и ратовал за их внедрение в ритейле. В последние годы технологии развиваются стремительно. Сейчас мир стоит на пороге действительно революционного события – повсеместной автоматической идентификации товаров в ритейле. Сегодня широко применяется штрих-кодирование. Но произойдет очередной прорыв, и мир перейдет от штрих-кода к иной, более перспективной технологии, которая позволит автоматически идентифицировать товары в группе.

На базе X5 Retail Group летом 2011 г. было создано совместное предприятие ООО «Магазин будущего» как самостоятельное юридическое лицо, в котором РОСНАНО и компании СИТРОНИКС принадлежит по 33,3%, а X5 – 33,4%. Эту проектную компанию я сейчас и возглавляю.

R&L: В чем особенность российского «Магазина будущего»? Каково его отличие от западных аналогов?

 - рис.2 О. Караева: Прежде чем начать работать над российским проектом «Магазина будущего», мы внимательно изучили зарубежный опыт применения RFID-технологии в торговле. Аналогов магазина, который мы хотим построить, на Западе мы не встретили. Мы отмечали применение RFID только на уровне логистики. Так, Metro Future Store в Дюссельдорфе имеет одно единственное решение – «Интеллектуальная полка», но только на ограниченном виде продуктов – мясной прилавок. Больше по части RFID там ничего нет. В нашем магазине «Интеллектуальная полка» тоже будет присутствовать, но с разнообразным ассортиментом. Помимо этого мы работаем над решениями «Интеллектуальная касса» и «Интеллектуальная тележка».

За рубежом RFID применяется в fashion ритейле и книжных магазинах. В fashion ритейле и масс-медиа RFID-технологии используются в процессах инвентаризации и пополнения товара. Вот так пока и применяется RFID на Западе.

Мы поставили перед собой принципиально иную, более амбициозную задачу и пошли самым трудным путем. Суть задачи – реализовать RFID-технологии в продуктовом ритейле на уровне магазина и тем самым обеспечить эффективный и удобный процесс совершения покупки без участия традиционного кассира. Если удастся ее решить, то мы сможем довести это решение до логистики и внедрения процессов маркировки в промышленных масштабах. Мы уже добились определенных успехов в RFID-исследованиях, и к нашему опыту с интересом присматриваются западные компании. Если раньше мы рассказывали только о планах, то сегодня уже можем демонстрировать и анализировать определенные достижения.

R&L: Какие первоочередные задачи сейчас стоят перед вашим коллективом? Сколько специалистов заняты в «Магазине будущего? С кем вы сотрудничаете?

 - рис.3

О. Караева: Наша компания еще очень молодая. Как я уже говорила, она создана недавно, юридически – только летом 2011 года. Штат мы набрали в период подготовки к 4-му Международному форуму по нано-технологиям RUSNANOTECH 2011. В штате у нас 12 высококлассных специалистов. Наши специалисты хорошо знают рынок, мы активно консультируемся по разным вопросам с коллегами из других компаний, в том числе и зарубежных. Сегодня ключевая задача, стоящая перед нами, – довести наши исследования и разработки до промышленных образцов и технологий. И первым этапом ее реализации станет открытие «Магазина будущего» на базе нашего корпоративного магазина «ПеПяКа», запланированное на конец 2012 г. Мы думаем о том, чтобы наш продукт понравился покупателям. Нам предстоит подобрать подходящие типы RFID-меток ко всем товарам, сделать новые конструкции сканирующего устройства (не только для корзин, но также для полок и тележек), разработать технологии маркировки товаров, разработать целевую архитектуру IT-решений и многое другое.

R&L: С какими проблемами вы столкнулись при нанесении меток на товары? Как вы их решаете? Как решается вопрос снижения цены RFID-метки?

 - рис.4О. Караева: Сейчас существуют два ограничения при нанесении RFID-меток, как технического, так и экономического характера. Первое – их трудно считывать с фольгированных, мягких упаковок. Мы разделили товары на три зоны, с точки зрения считывания RFID-меток – «зеленую», «желтую» и «красную». «Зеленую» зону составляют товары, на которых метки считываются свободно – поодиночке и в группах. Сюда вошли все товары, не содержащие значительного количества металла. Одним из достижений мы считаем тот факт, что в «зеленой» зоне также оказались жидкости — вода и масло, которые традиционно считаются сложными для считывания радиосигнала.

«Желтая» – промежуточная зона, в которой товары хорошо считываются поодиночке, но в группе один товар иногда может заслонить собой другой так, что метка второго не считается. Например, фольгированная крышка йогурта может плотно прилечь к другому йогурту и экранировать сигнал его метки.

 - рис.5

В «красной» зоне проблемы могут возникнуть даже при считывании меток с отдельных товаров. К таким продуктам относится все, что выпускается в фольгированной упаковке. Мы даже не будем обещать, что полностью решим вопрос в этой «красной зоне», хотя прекрасно понимаем физику процесса и сложности, которые там имеются. Одна из главных задач – двигаться в сторону создания платформы автоматической идентификации товаров в магазине. Подготовить, разработать соответствующую платформу, получить знание, про экспериментировать с RFID. Создать комбинированные технологии.

Вторая проблема использования RFID-меток – это стоимость самих меток, на сегодняшний день достаточно высокая. В рамках нашего проекта мы оцениваем этот показатель 5 рублей за метку – не очень дорого, но в стоимости многих продуктов и это дополнительное повышение существенно. Мы общались с производителями меток и изучали вопрос чувствительности цены метки к масштабам производства. Как выяснилось, цена метки чувствительна к масштабам не по всем своим компонентам. Однако она может быть чувствительна к стоимости операции сборки. Но и ее можно существенно понизить.

В то же время есть динамика к снижению данного показателя. Так, еще три года назад метка стоила 12 рублей, а сейчас – 5 рублей. И это не предел, резервы для снижения цены метки еще есть. Один из факторов снижения цены – удешевление антенны. Стоимость метки зависит во многом от площади антенны. Чем она больше, тем выше цена метки. Но конфигурация самой метки, ее габариты при этом уменьшаются, и цена, соответственно, снижается. Сейчас РОСНАНО совместно с Galileo Nanotech намерены перейти на принципиально новую технологию изготовления самой антенны. И они обещают, что их антенна будет во много раз дешевле, чем традиционные антенны, что приведет к удешевлению меток. Как только появится рынок производства, появятся и производители оборудования, которые предложат его участникам наиболее высокопроизводительные станки. И это также положительно повлияет на стоимость продукции.

R&L: Каким образом и кем осуществляется сама RFID-маркировка товаров?

 - рис.6

О. Караева: Одна из задач нашей компании – разработка технологии маркировки. Для целей прошедшего форума мы их наносили сами. В промышленном внедрении должна использоваться исключительно технология маркировки упаковки, осуществляемая самим производителем. В перспективе она должна стать частью процесса упаковки, причем неотделимой его частью, и именно тогда будет решена задача антивандального расположения этих меток. Сейчас на упаковку товара наносится штрих-код, но по мере дальнейшего развития технологий и производства будет наноситься RFID-метка. Она может располагаться где-то внутри упаковки, чтобы ее нельзя было несанкционированно удалить. Если вы обратили внимание на форуме, на бутылки колы мы специально клеили метку под этикетку. Это отнюдь не было связано с соображениями дизайна: мы хотели показать, как может выглядеть маркировка при нанесении метки непосредственно в процессе производства товара. Конечно, для этого нужно еще спроектировать и выпустить соответствующее промышленное оборудование. Сейчас на рынке решения для отдельных категорий товара уже есть и в России, и за рубежом. В частности, в Нидерландах производится комплекс для нанесения меток на книжную продукцию, а в Германии мы видели упаковки для fashion-ритейла. Для каждого конкретного продукта разработано свое решение, в том числе по маркировке. В fashion метка сразу наносится на ярлык. В Metro Future Store она размещается на подложке упаковки мяса. Думаю, у нас будет разработано свое собственное решение с учетом зарубежного опыта.

R&L: Будете ли вы работать над логистикой «Магазина будущего»?

 - рис.7

О. Караева: Да, конечно же, будем работать и над логистикой. Но только после того как решим в полной мере задачу с «Интеллектуальной полкой», «Интеллектуальной тележкой» и «Интеллектуальной кассой». Эта технология работает на уровне магазина. Наша компания сделала анализ применимости RFID-технологии в процессах X5 Retail Group. Работала довольно большая группа экспертов, причем все они были со стороны бизнеса. Было отобрано изначально 15 решений, в том числе решений для логистики. С точки зрения уровня обеспечиваемого положительного эффекта особый интерес у нас вызвало решение, связанное с применением RFID-технологии именно на уровне магазина.

Как известно, в российской торговой рознице существует одна большая проблема, частично решенная на Западе, – проблема очередей в кассу. В российском ритейле победит тот, кто победит очередь и обеспечит максимально комфортное и качественное обслуживание покупателей. Применение RFID-технологии значительно улучшит качество обслуживания в магазине, в частности, позволит избежать появления просроченных товаров на полке. Покупатель всегда и сразу найдет то, что ему необходимо. Не будет и «дыр» на полках. Легче будет построить систему информирования покупателя в магазине. Покупатель точно будет знать, что и где расположено. Этому поможет установка программируемого информационного киоска, который мы представили на стенде «Магазина будущего» на форуме RUSNANOTECH 2011.

Сейчас в гипермаркетах не слишком хорошо автоматизированы процессы перемещения товара со склада магазина в торговый зал. Технология RFID улучшит управление магазином, решит проблему, связанную, в том числе, с управлением складом.

R&L: Каковы перспективы внедрения технологии «Магазина будущего» в торговые сети в России?

О. Караева: Это случится точно не завтра и даже не через пару лет. Я не буду сейчас называть точные даты и прогнозировать, когда именно технологии «Магазина будущего» будут внедрены в российском ритейле. Скажу лишь, что сначала надо наладить мощности по производству самих меток. Для этого должно быть произведено соответствующее оборудование, снижена цена метки, разработаны промышленные технологии и стандарты маркировки. Надо, чтобы все развивалось постепенно, шаг за шагом. Также необходимо понять, какой объем меток реально нужен сегодня ритейлу. Так, только X5 Retail Group, по предварительным подсчетам, нужно 12 млрд меток, а это лишь 5% российского ритейла! Кроме того, важна поддержка государства, особенно на законодательном уровне. Речь идет о государственной поддержке всей цепочки движения товаров с использованием радиочастотной идентификации, создании стандартов и технических регламентов электронного документооборота.

R&L: Будет ли внедряться технология «Магазина будущего» в online-ритейле, например, в таких сетях как «Утконос»?

 - рис.8

О. Караева: Часть технологий может быть применена в online-ритейле. «Утконос» работал над проектом применения RFID в логистике. Судя по тому, что сейчас на рынке об этом проекте ничего не слышно, они по каким-то причинам его заморозили. Не знаю, в каком статусе он сейчас находится. «Интеллектуальную кассу» нецелесообразно применять в online-ритейле. В логистике RFID-технологии можно использовать при комплектации заказов. В каждом конкретном решении надо смотреть, где применение RFID целесообразно, а где – нет. В «Утконосе» нет очередей, у них существует проблема доставки, проблема правильной комплектации заказа. У всех уровень зрелости управления логистическими процессами разный. У кого-то логистика – уже хорошо отлаженный и автоматизированный процесс. И в этом случае использование RFID-технологии эффективно только тогда, когда маркировку будет проводить сам производитель товара: как только эта операция переходит на сторону склада, она становится неэффективной.

R&L: Какой экономический эффект можно ожидать для ритейла от внедрения технологии «Магазина будущего»?

О. Караева: Одна из наших задач – посчитать экономический эффект внедрения RFID-технологий в ритейл. Свои первые оценки мы должны сделать к марту 2012 г. Согласно же предварительным оценкам, в целом внедрение RFID обеспечит снижение затрат на обслуживание магазина где-то примерно на 6–7%. Для определения экономической эффективности нужно исходить из реальных бизнес-задач и проектировать технические системы с учетом стоимости владения и капитальных затрат. Для чего нам нужна предлагаемая в данном случае online-инвентаризация? Как часто она нам нужна? Как правило, она необходима для решения двух простых задач: пополнения магазина и своевременного выставления товаров на полки. Возможно, для этого достаточно иметь какое-то мобильное решение. И стоимость этого решения может отличаться на порядки. Поэтому только после создания и запуска экспериментального магазина мы сможем оценить экономический эффект от внедрения RFID-технологии в рознице, в частности, в части увеличения производительности труда персонала, упрощения контроля отсутствия просроченных продуктов, сокращения потерь от краж и т. д.

Полный текст статьи читайте в журнале «Retail&Loyalty» №1 (28)’ 2012 с. 20 

Рубрика:
{}
Теги: