14.03.2018, 13:27
Количество просмотров

Дилемма года: достижим ли баланс между государственным и саморегулированием?


  
               
  


     Прошло чуть более года с того момента, как российский ритейл стал жить, без преувеличения, по абсолютно новым правилам. «Retail & Loyalty» с самого начала внимательно следил за развитием событий и на регулярной основе освещал их в своих материалах.

Какие же именно события повлияли на бизнес ритейлеров в первую очередь, как нововведения были восприняты отраслью, какие изменения посчитали лишними, а каких так и не дождались? Эксперты рынка подводят первые итоги и оценивают перспективы отрасли в свете последних законодательных инициатив.
Дилемма года: достижим ли баланс между государственным и саморегулированием?

Прошло чуть более года с того момента, как российский ритейл стал жить, без преувеличения, по абсолютно новым правилам. «Retail & Loyalty» с самого начала внимательно следил за развитием событий и на регулярной основе освещал их в своих материалах.

Какие же именно события повлияли на бизнес ритейлеров в первую очередь, как нововведения были восприняты отраслью, какие изменения посчитали лишними, а каких так и не дождались? Эксперты рынка подводят первые итоги и оценивают перспективы отрасли в свете последних законодательных инициатив.

Закон о торговле: прогнозируемые риски стали реальностью

 - рис.1

Изменения, внесенные в Закон о торговле, не показали ожидаемых их инициаторами результатов, но тем не менее на обсуждение уже вынесены очередные изменения. Таков вердикт экспертов рынка, озвученный на пресс-завтраке АКОРТ, который посетил шеф-редактор «Retail & Loyalty».

Еще на стадии обсуждения законопроекта в 2016 году ритейлеры сформулировали те риски, которые при их реализации могли бы оказать негативное влияние на отрасль в целом. По словам Алексея Григорьева, главы московского Представительства «МЕТРО АГ», речь шла об угрозе роста цен, сокращении ассортимента в сетях, нежелании ритейлеров включать в ассортимент новые товары, а также о проблемах для сегмента МСБ – как для поставщиков, так и для сетей.


Закон о торговле сработал совсем не так, как планировали его инициаторы

Давать однозначную оценку выполнению заявленных в пояснительной записке к Закону целей (ненавязывание невыгодных условий отечественным поставщикам, укрепление национальной продовольственной безопасности, т. н. беспроцентное кредитование сетей в ущерб интересам потребителей, обеспечение здоровой конкуренции и пр.) пока еще рано, полагает эксперт, однако некоторые моменты уже стали очевидными. Упразднение безлимитных платежей за маркетинговые и логистические услуги и ограничение объема ретробонуса пятью процентами, по сути, привели к тому, что поставщики полностью потеряли возможность «управления полкой». Маркетинговая пассивность поставщиков стала причиной сдержанного подхода ритейлеров в отношении ввода в ассортимент новых товаров из-за опасения, что они останутся невостребованными покупателями. В целом же сети при формировании товарной матрицы стали в первую очередь ориентироваться на маржинальность товаров (если такой подход не вредил трафику, который и так сильно пострадал) и серьезно оптимизировали свой ассортимент: например, теперь во многих сетях вместо семи сортов говяжьей вырезки может быть представлено только 2–3.

 - рис.2

Сложившейся ситуацией недовольны все представители МСБ: вступление в силу поправок к Закону неизбежно ускорило процесс консолидации рынка и обострило чисто ценовую конкуренцию. Очевидно, что крупные игроки здесь занимают преференциальную позицию, и им гораздо проще справиться с возникшими проблемами.

Единственный нереализованный риск, отметил А. Григорьев, – риск повышения цен, и в этом заслуга сетей, которые успешно сработали на удержание инфляции на приемлемом уровне.

Итак, Закон о торговле сработал совсем не так, как планировали его инициаторы, но при этом, в отсутствие объективной оценки последствий его принятия, уже обсуждаются следующие шаги по регулированию отрасли. «Инициатива, не достигшая цели, трансформируется в новые инициативы, которые могут вызвать новый шок у рынка. Необходимо заморозить все законопроекты и отдать приоритет саморегулированию. Нужно адаптировать Кодекс добросовестных практик к существующему закону. И самое главное – нужна четкая государственная стратегия в отношении торговли», – резюмировал эксперт, отметив, что из-за непредсказуемости регулирования отрасль чувствует себя крайне дискомфортно.

Закон о торговле нанес серьезный удар по Кодексу добросовестных практик, уверен директор по развитию бизнеса АКОРТ Юрий Борисов, поскольку стал сигналом недоверия со стороны государства. Однако и поставщики, и сети по-прежнему верят в саморегулирование и сейчас совместно работают над новой редакцией Кодекса, стараясь учесть все произошедшие изменения в отрасли, новые положения Закона и разъяснения ФАС.

 - рис.3

Кроме того, сети и поставщики недавно представили в ФАС проект создания Совета рынка, который может состоять из двух равноправных Палат: Палаты торговых сетей и Палаты поставщиков. Может быть также создан консультативный орган, в котором участвовали бы представители государства, которые имели бы возможность наблюдать, принимать участие в обсуждении. Государство обязательно будет принимать участие в обсуждениях, но решения в рамках саморегулирования должны принимать все же сами участники рынка. «Если участники рынка договорятся между собой, им нужно дать возможность жить по выбранным ими правилам», – подытожили эксперты. Существует бесконечное множество вариантов партнерских взаимоотношений на рынке – законодательные инструменты в этом многообразии элементарно не срабатывают.

Станет ли Единая система прослеживаемости источником «больших данных»?

Второй блок вопросов, жизненно важных для отрасли, связан с проектом по внедрению Единой системы прослеживаемости. Основная проблема в этой области, волнующая всех ритейлеров, – это отсутствие на текущий момент интеграции между уже действующими в сетях системами. В целом поддерживая инициативу правительства, представители отрасли отмечают ряд деталей, который должен быть решен до полномасштабного запуска проекта. Так, по мнению Дмитрия Русакова, зам. директора департамента по взаимодействию с федеральными органами власти X5 Retail Group, нецелесообразно создавать систему классификации товаров без связки с системой маркировки. Единая система прослеживаемости, безусловно, решит огромное количество разнообразных проблем, например, несовершенство кодов ТН ВЭД, с которым столкнулись и ритейлеры, и производители. Эти коды были разработаны для внешней экономической деятельности, поэтому они описывают большие группы товаров. В результате разные органы власти и участники оборота могут по-разному трактовать ограничения на перевозку товаров, осуществление оборота и пр. Также несовершенство систем классификации товаров, существующих в настоящее время, обусловлено тем, что их бизнес-логика базируется на интересах производителей и государства, а не потребителей. Предлагаемая ритейлерами система будет отталкиваться от потребностей покупателя, классификация должна строиться с учетом его удобства.


Важный недостаток существующих систем – разрозненность информации, отсутствие интеграции между ними
 - рис.4

Еще один важный недостаток существующих систем – разрозненность информации, отсутствие интеграции между действующими системами: ЕГАИС, «Меркурий», онлайн-кассы, которые содержат массу полезной для всех информации. Это лишает ритейлеров и производителей возможности анализировать и использовать массивы полезных клиентских данных.

Также ритейлеры выступают за предварительный аудит внедряемых систем (а также внедренных), чтобы избежать ситуации, когда новая маркировка и новая система повлекут новые издержки для всех участников рынка. «Самый печальный сценарий для мультиритейлера и ритейлера с широким ассортиментом товаров, если для разных групп товаров придется использовать разные системы, – тогда лет через пять основным требованием к кассирам будет наличие нескольких пар рук – чтобы оперативно сканировать колбасу, водку, тапочки и пр.», – предположил Д. Русаков.

Наконец, ритейлеры очень надеются, что в будущем на внедрение столь глобальных проектов, как Закон о торговле и 54-ФЗ, будет отводиться больше времени, чем это было принято ранее. Так, самые важные разъяснения к ЗоТ поступили только в ноябре 2016 года, тогда как закон вступал в силу, по сути, уже 31 декабря. Переводить тысячи контрактов в новый формат пришлось в минимальные сроки. То же самое произошло и с онлайн-фискализацией: на тестирование и внедрение нового оборудования был отведен всего год (притом что в стране функционирует полтора миллиона касс). Без ошибок не обошлось – как на уровне проектирования устройств, так и со стороны ритейлеров. Также представитель X5 подчеркнул, что перед внедрением таких систем должен в обязательном порядке проводиться анализ их информационной безопасности. Доступ посторонних лиц к информации об объемах и перемещениях продуктовых запасов ставит под угрозу всю систему продуктовой безопасности страны. «Данная информация может быть намного интереснее, чем перемещение стратегических сил», – добавил эксперт.

Наконец, ритейлеры уверены, что в процессе внедрения Единой системы прослеживаемости не должно быть никаких монополистов – ни на уровне железа и ПО, ни на уровне организационных структур. В этом плане хорошим примером может послужить проект по онлайн-фискализации, вокруг которого сформировалась живая конкурентная среда. «Было бы правильно выстраивать новую систему на базе 54-ФЗ, которая продемонстрировала свою работоспособность», – уверен Тагир Калимуллин, директор по взаимоотношениям с государственными органами М.Видео.

 - рис.5

Есть ли шанс добиться равноправия для локальных и иностранных ритейлеров?

Третий блок вопросов, актуальных как для ритейлеров, так и для производителей, – это неурегулированность трансграничной торговли, которая оказывает негативное влияние на подавляющее количество производственных сегментов РФ, а не только на розничный рынок. По мнению экспертов АКОРТ, внимание законодателей к локальному рынку и невнимание к трансграничному, доля которого растет колоссальными темпами, не может не вызывать удивления. Как рассказал Т. Калимуллин, темпы роста кросс-бордера, хоть немного и замедлились, остаются впечатляющими. По данным платежных систем, доля покупок в иностранных интернет-магазинах в прошлом году составила 37%, и вполне возможно, к 2020 году этот показатель достигнет 50%. Результатом игнорирования проблем кросс-бордера может стать вывод деловых активов за рубеж, сокращение рабочих мест и сокращение доходов в бюджет. Конечно, отмечает эксперт, само по себе развитие трансграничной торговли является позитивным трендом. Нужно просто добиться равных условий работы на рынке как для российских, так и для зарубежных компаний.

Эти и другие актуальные вопросы будут обсуждаться 14–15 марта на 5-м Международном ПЛАС-Форуме «Online & Offline Retail 2018». Спешите пройти регистрацию на сайте мероприятия – PLUS-Forum.com, количество мест уже ограничено!

Журнал «Retail & Loyalty» продолжает следить за развитием событий и своевременно оповещать Вас обо всех важных событиях индустрии.

Помните – мы всегда с Вами!

Рубрика:
{}
Теги: