PayOnline: Банки настроены на эффективное сотрудничество с агрегаторами
Марат Абасалиев,
генеральный директор
компании PayOnline
Журнал «Retail & Loyalty» побеседовал о трендах развития рынка
электронных платежей, особенностях бизнеса платежных
агрегаторов в нынешних условиях? конкуренции в данном сегменте
и о том, угрожают ли агрегаторам банки, с Маратом Абасалиевым,
генеральным директором компании PayOnline.
R&L: Какие тенденции и тренды вы можете
отметить на рынке электронных платежей?
М. Абасалиев: В первую очередь это тотальная «мобилизация». Покупателей со смартфонами и планшетами становится все больше, и нужно учитывать их пользовательский
опыт – начиная от поведенческой специфики при выборе товара и заканчивая таковой
при его оплате. Второе – это рост запросов
на прием платежей с разных интерактивных
устройств. Следуя за этим трендом, мы сегодня подключаем Smart TV и электронные
«читалки». Не исключаю, что в будущем совершать оплату можно будет с какого угодно
бытового девайса – например, через приборную панель автомобиля за услуги заправки и парковки. В-третьих, идет укрепление
электронной коммерции в социальных сетях:
пока что эти площадки в большей степени являются витриной интернет-магазинов и средством общения с клиентами, но механизмы
реальных продаж через паблики и сообщества уже есть.
Наконец, особняком стоят тренды в области безопасности. Как мы знаем, сейчас весь
мир пользуется технологией 3-D Secure, но
в процессе подготовки запуск 3-D Secure 2.0.
Этот новый стандарт обеспечит безопасность
расчетов в омниканальной среде: т. е. не
только в традиционных платежных каналах,
но и в мобильном браузере, в приложениях,
в цифровых кошельках. Так что все мы пристально следим за новостями от EMVCo.
Марат Абасалиев, генеральный директор компании PayOnline |
Журнал «Retail & Loyalty» побеседовал о трендах развития рынка электронных платежей, особенностях бизнеса платежных агрегаторов в нынешних условиях? конкуренции в данном сегменте и о том, угрожают ли агрегаторам банки, с Маратом Абасалиевым, генеральным директором компании PayOnline.
R&L: Какие тенденции и тренды вы можете отметить на рынке электронных платежей?
М. Абасалиев: В первую очередь это тотальная «мобилизация». Покупателей со смартфонами и планшетами становится все больше, и нужно учитывать их пользовательский опыт – начиная от поведенческой специфики при выборе товара и заканчивая таковой при его оплате. Второе – это рост запросов на прием платежей с разных интерактивных устройств. Следуя за этим трендом, мы сегодня подключаем Smart TV и электронные «читалки». Не исключаю, что в будущем совершать оплату можно будет с какого угодно бытового девайса – например, через приборную панель автомобиля за услуги заправки и парковки. В-третьих, идет укрепление электронной коммерции в социальных сетях: пока что эти площадки в большей степени являются витриной интернет-магазинов и средством общения с клиентами, но механизмы реальных продаж через паблики и сообщества уже есть.
Наконец, особняком стоят тренды в области безопасности. Как мы знаем, сейчас весь мир пользуется технологией 3-D Secure, но в процессе подготовки запуск 3-D Secure 2.0. Этот новый стандарт обеспечит безопасность расчетов в омниканальной среде: т. е. не только в традиционных платежных каналах, но и в мобильном браузере, в приложениях, в цифровых кошельках. Так что все мы пристально следим за новостями от EMVCo.
R&L: Намечается ли сегодня консолидация рынка электронных платежных систем? Появляются ли новые игроки?
М. Абасалиев: Новые игроки на нашем рынке, безусловно, появляются. Причем они появляются с завидной регулярностью, так как порог входа на рынок стал очень низким. Что касается процессов концентрации, то заметна лишь некая консолидация мелких игроков. Теория и логика подсказывают, что такие же процессы должны происходить и с крупными игроками. Однако практика показывает, что ни денег, ни желания на это у тех, кто бы все это смог консолидировать, нет. Поэтому я не думаю, что в ближайшее время нас ждут какие-то существенные изменения в картине рынка. Изменения пока возможны только на «стыках», где будут сотрудничать игроки из разных индустрий и направлений. Я говорю об обмене клиентской базой, когда одна компания будет предлагать свои решения для аудитории другой. Скорее всего, превалирующими будут именно такие кейсы.
К 2020 г. доля карт «Мир» составит 25–50% в общем объеме активных карт в стране |
R&L: Ваши планы по расширению партнерской сети? На какие клиентские сегменты делается упор? С какими клиентами вам привлекательнее, а с какими сложнее работать?
М. Абасалиев: Мы не делаем упор на отдельные сегменты, притом что наша клиентская база крайне разнообразна по типам бизнеса. Это связано с нашим умением работать с представителями абсолютно всех отраслей онлайн-бизнеса, в которых востребованы наши технологии и сервис. Наиболее успешная работа для обеих сторон складывается в случае ориентации нашего клиента на онлайн-бизнес как основной канал продаж товаров и услуг.
R&L: В одном из прошлогодних интервью вы рассказали, что напрямую в основном сотрудничаете с продавцами онлайн-услуг и почти не работаете с сетевыми офлайн-ритейлерами. Какова ситуация сегодня?
М. Абасалиев: Мы работаем с теми компаниями, которым нужны технологии, сервис. Для сетевых ритейлеров же прежде всего важна цена. А так как мы создаем добавленную стоимость, это приводит к удорожанию текущего решения. Ритейлеры не хотят нести дополнительные расходы. Поэтому для нас этот сегмент не является приоритетным. Конечно, если сетевые ритейлеры к нам обращаются сами – другой вопрос. В качестве примеров могу привести наше успешное сотрудничество с сетью пиццерий Papa Johns и кофеен Dunkin’ Donuts. Но, еще раз повторюсь, мы работаем с теми компаниями, которым нужны технологии и сервис, как только встает вопрос цены – это не про нас.
R&L: Многие банки сегодня высказываются в том плане, что время агрегаторов прошло, и они сами будут агрегаторами (Тинькофф Банк, РФИ Банк и другие). Видите ли вы такую угрозу со стороны банков?
М. Абасалиев: Банки сегодня выходят на наш рынок, они становятся технологичнее, быстрее. Фактически они уже «отъели» львиную часть рынка. Мы понимаем, что конкуренция в нашем сегменте растет, ощущаем давление со стороны банков, поэтому меняемся сами: запускаем новые продукты, делаем то, что банки пока еще не успели или не могут сделать.
Конкуренция выросла, но прямой угрозы со стороны банков я не вижу, напротив, в такой ситуации для нас есть и свои положительные стороны. Мы активно работаем совместно с банками по ряду направлений. Так, накануне у меня были встречи с представителями РФИ Банка и еще одного очень крупного кредитного учреждения – банки настроены на эффективное сотрудничество с агрегаторами. Таким образом, сегодня для нас ряд банков скорее являются «субститут-конкурентами».
Продукт PayOnline – это B2B2C, а значит, мы должны думать и о бизнесе наших клиентов, и об их покупателях |
R&L: PayOnline стал одним из первых независимых платежных сервис-провайдеров, обеспечивших своим клиентам прием оплаты банковскими картами «Мир». Насколько сложна процедура интеграции с НСПК? Наблюдаете ли вы интерес у ваших контрагентов? Каковы ваши прогнозы по распространению карт «Мир» в российской платежной отрасли в краткосрочной перспективе?
М. Абасалиев: Интерес большой. Среди наших крупнейших клиентов есть компании, которые не просто хотят, а именно спешат подключить оплату по картам «Мир», ставят жесткие сроки для этой задачи – не больше недели.
Если говорить о прогнозах по распространению карт «Мир» на российском рынке, то считаю, что к 2020 году этих карт будет около 25–50% от всех активных карт в стране. Сложностей с интеграцией с НСПК мы не наблюдали. Да, когда PayOnline только выходил на рынок, мы были одним из первопроходцев – тогда все было в новинку, надо было начинать буквально с нуля. Сейчас за плечами у нас опыт восьми лет работы в электронной коммерции, есть отработанные процедуры, есть накопленный багаж знаний относительно работы с МПС – так что интеграция с «Миром» не стала особым сюрпризом. Наши мерчанты подключаются к национальной системе быстро и без особых проблем.
R&L: В июле PayOnline запустила новый платежный интерфейс. Насколько продуктивным был данный шаг, планируете ли вы его дальнейшие доработки?
М. Абасалиев: Наш новый платежный интерфейс в первую очередь явился реакцией на процессы «мобилизации» общества. Мы предсказывали бум платежей с мобильных устройств еще года четыре назад, но уже пару лет назад количество покупок через PayOnline с помощью мобильных устройств перевалило за 20% от всех транзакций. Напомню, что наш продукт – это не B2B в чистом виде, это B2B2C – а значит, мы должны думать и о бизнесе наших клиентов, и об их покупателях. Что нужно плательщику, особенно если он активный пользователь мобильных устройств? Возможность получить максимум комфорта при минимуме усилий. Своей цели при разработке НПФ (новой платежной формы) мы достигли, существенно повысив уровень юзабилити, влияющий на продуктивность. Теперь все ее поля интуитивно понятны, везде есть подсказки (в том числе на ошибки при заполнении), можно ввести данные, держа смартфон в одной руке. Продуктивность увеличилась не только качественно (благодаря удобству, простоте заполнения, улучшению общей визуальной эстетики), но и количественно. Так, скорость открытия платежной формы теперь меньше секунды (около 0,895 секунды, если точнее).
Сейчас наши клиенты полностью довольны последней версией платежного интерфейса, но его развитие, несомненно, не закончено. Вместе с изменениями мобильных платформ последуют изменения НПФ.
R&L: Недавно PayOnline представил единое платежное решение-конструктор. Расскажите, какие преимущества для пользователей оно представляет?
М. Абасалиев: Отмечу, что одновременно с запуском конструктора мы поменяли логотип. Мы не российская, а международная компания (представлены в СНГ, у нас есть клиенты в Европе и Северной Америке), поэтому здесь была реализована потребность в интернационализации бренда. Кроме того, из тех же соображений, мы отказались от доменной зоны «.ru».
Как вы правильно отметили, с 1 ноября мы предлагаем единое платежное решение, которое настраивается по принципу конструктора: единый базис и десять дополнительных инструментов увеличения конверсии, которые предоставляются всем клиентам бесплатно и подключаются по запросу через персонального менеджера. Это стало следствием того, что PayOnline решил отказаться от узких сегментов. Мы поняли, что, узко сегментируя свой бизнес, стратегически мы ошибались. Проблема здесь была прежде всего в маркетинге: нам было необходимо отдельно макетировать все продукты, держать огромное количество презентаций и т. п. Все это работало до тех пор, пока мы не выросли в масштабах.
R&L: Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с госрегулированием отрасли? Какие изменения в законодательстве были бы полезны для упрощения работы вашего бизнеса?
М. Абасалиев: Нам пока ничего не мешает. Единственное, мы были бы рады дебюрократизации платежного бизнеса для компаний. Насколько я знаю, есть такая беда: банки требуют все больше документов, анкет, затягивают время с проверками и т. д. Хотелось бы, чтобы клиенты подключались по одному-двум документам, как в Европе или Америке. В России такое тоже возможно, по крайней мере для нас (не для каждого банка это возможно). В Европе мы научились подключать своих клиентов за неделю. К сожалению, нынешняя политика госрегулирования не способствует упрощению этих процедур, но, несмотря на это, рынок растет, и вести эффективный бизнес на нем можно и нужно.