
Тренды в онлайн-ритейле 2025

Почему темпы снижаются?
Пиковые показатели развития e-commerce были зафиксированы в период пандемии и несколько позже нее – в 2023 году. Тогда рынок онлайн-ритейла в денежном выражении прирос почти на 50% по сравнению с 2022 годом, говорит руководитель отдела продуктов и ценообразования «Курьер Сервис Экспресс» Андрей Задорожный. При этом он уточняет, что 2023-ий стал скорее исключением, и динамика роста интернет-торговли снижается год к году с момента пандемии. «В 2024 году мы логично вернулись к нисходящему тренду, e-commerce прибавил порядка 35% в сравнении с 2023 годом», – добавляет Задорожный.
По словам директора по развитию фулфилмент-оператора «Бета ПРО» Артема Смирнова, снижение роста рынка, которое мы видим в начале года, традиционно для января. Однако эта динамика, вероятнее всего, сохранится – в первую очередь из-за увеличения ключевой ставки ЦБ РФ и более высоких инвестиционных рисков. Также негативно сказывается нехватка складских помещений и линейного персонала.
Закономерный в такой ситуации рост издержек заставляет многих продавцов поднимать цены на свою продукцию. Это также может стать одним из факторов замедления роста рынка, если потребитель чувствителен к повышению стоимости товаров, объясняет эксперт.
Катализаторы роста: маркетплейсы и регионы
Несмотря на замедление динамики роста рынка, двигателями развития онлайн-ритейла остаются маркетплейсы. Согласно отчету «Т-кассы», в 2024 году каждая третья покупка была совершена на маркетплейсах. Лидерство по-прежнему сохраняют за собой Wildberries, Ozon и Яндекс Маркет. «Это те игроки, которые задают основные тренды, их выбирают потребители», – отмечает Алексей Бездеткин, коммерческий директор Boxberry.
Конкурентные преимущества маркетплейсов – это сниженная цена и скорость доставки, которая чаще всего бесплатная. Покупателей также привлекает прозрачная политика возврата товара и возможность частичного выкупа. При этом клиент оперативно получает деньги обратно.
Еще одним катализатором роста электронной коммерции станут региональные покупатели, которые живут не только в «миллионниках», но и в городах с более низкой численностью населения, говорит коммерческий директор МОЛКОМ Евгений Смирнов. Согласно статистике АКИТ, в конце 2024 – в начале 2025 годов 76% онлайн-покупок приходится на регионы.
Чтобы дотянуться до покупателей в небольших городах, маркетплейсы активно инвестируют в инфраструктуру в регионах. Однако ряд внешних факторов, таких как низкая вакансия складских помещений, удорожание их строительства, недостаток линейных специалистов на производственных участках, водителей и курьеров, вносят в этот процесс свои коррективы.
«В результате адаптации маркетплейсов к этим условиям меняется экономика продавцов и усложняются условия для малого и среднего бизнеса: увеличиваются комиссии за продажу, тарифы на прием, хранение и логистику товаров, – объясняет Евгений Смирнов. – В то же время ограничиваются возможности селлеров в любое время поставить товар на нужный склад и в регион, потому что либо нет свободных слотов, либо действует высокий коэффициент приемки».
По словам эксперта, сложившаяся ситуация заставляет предпринимателей больше склоняться к модели FBS, при которой можно воспользоваться мощностями и логистикой фулфилмент-операторов. Однако у большинства таких компаний нет широкой представленности в регионах, поэтому успех этой схемы в начале 2025 года сложно предсказуем и сильно зависим от внешних факторов, добавляет он.
Усиление контроля над рынком
В 2024 году государственное регулирование онлайн-торговли стало еще более усиленным. Так, например, в марте в Госдуму внесли законопроект с новыми требованиями к площадкам. В особенности это коснулось тех игроков, чья доля превышает 20% от общего объема рынка: им запрещается безвозмездно проводить распродажи, предоставлять привилегии собственным торговым маркам.
Помимо этого, ФАС выступила с предложением признать рекламой карточки товаров, был введен налог с доходов от рекламной деятельности, напоминает Артем Смирнов. По его мнению, в 2025-ом контроль государства усилится еще больше, и в первую очередь это скажется на финансовой нагрузке компаний: вырастут издержки на логистику, рекламную деятельность, работу в системе «Честный знак». Также усложнятся правила взаимодействия продавцов и покупателей с маркетплейсами.
Эту тенденцию подтверждает и Алексей Бездеткин: «Государство, безусловно, хочет и будет пытаться регулировать деятельность e-commerce. Это приведет к бюрократизации некоторых процессов и сделает их более длительными из-за необходимости дополнительных согласований».
Автоматизация – не тренд, а необходимость
Чтобы поддерживать высокий уровень сервиса и обеспечивать оперативную обработку заказов, продавцы ускоряют процессы за счет их автоматизации. «Требования к скорости и точности складской логистики очень жесткие, и современные учетные системы, WMS, CRM – сегодня необходимость, – считает Артем Смирнов. Более того, это уже должна быть целая IT-экосистема, интегрированная с каналами продаж и системами управления».
Автоматизация особенно актуальна при работе с «Честным знаком», перечень которого ежегодно обновляется. Подготовиться к обработке заказов из новых товарных категорий можно благодаря автоматизации многих складских процессов, таких как привязка кодов к товарным единицам, автономная печать кодов маркировки, передача статусов движения товаров после их выпуска с производства или таможенного склада, говорит коммерческий директор МОЛКОМ.
Что же касается роботизации, то пока что этот процесс не носит массовый характер, утверждает Артем Смирнов. Сейчас это скорее тестирование инноваций некоторыми компаниями. «Безусловно, тренд есть, в условиях дефицита кадров и роста издержек потребность в роботизации колоссальная, но ее внедрение довольно дорогостоящее», – объясняет он.
Старые-новые тренды
В новом году мы будем наблюдать снижение спроса и более слабый, по сравнению с прошлыми годами, рост объемов заказов, прогнозирует Алексей Бездеткин. Помимо этого, увеличится себестоимость продуктов, товаров и услуг, из-за чего и игрокам рынка e-commerce, и логистам, обслуживающим этот сегмент, придется индексировать тарифы.
Транспортные компании, как и в 2024 году, продолжат бороться с нехваткой кадров. Дефицит профессиональных водителей увеличился за прошлый год до 30%, констатирует Андрей Задорожный. Это провоцирует рост зарплат и, как следствие, издержек работодателей. При этом средний возраст водителей приближается к предпенсионной отметке и достигает 54 лет.
Вместе с тем у логистов сокращаются возможности приобретения грузовой техники иностранного производства. Автопарки, вероятно, продолжат устаревать, а их владельцы будут вынуждены увеличивать бюджет на обслуживание машин, добавляет эксперт. Все эти факторы неизбежно ведут к падению рентабельности транспортных компаний.