Пандемия и долгосрочные стратегии: оценка ПЭК
В период пандемии годовые планы трансформировались у торговых и логистических компаний, а также других игроков потребительского рынка. Долгосрочное планирование уступило место оперативным реакциям на кризис. Остаются ли в таких условиях актуальными 10-летние стратегии развития и есть ли способы подготовиться к форс-мажору заранее? Рассказывает Вадим Филатов, заместитель директора ПЭК.
Сложно найти предприятие, которое не поменяло бы свои планы из-за коронакризиса. Для многих уже выработанные стратегии развития становятся не актуальными: ритейлеры ищут новые форматы торговли и коммуникации с клиентами, меняется спрос на товары. Сейчас ситуация стабилизируется, но сделанные выводы по итогам режима ограничений станут отправными точками для принятия решения по стратегическому планированию развития торговых и логистических компаний.
В приоритете оптимизация
В пандемию бизнес тратит все силы на оптимизацию расходов: с началом кризиса стали пересматриваться фонды оплаты труда, сотрудников переводили на неполный рабочий день или в режим оплачиваемого отпуска, либо сокращался размер заработной платы. По оценкам аналитиков банка «Точка», в период с 1 апреля по 31 мая по отношению к марту малый и средний бизнес сократил зарплаты сотрудникам на 63%.
«Первая экспедиционная компания» (ПЭК) на подобные меры не пошла благодаря тому, что в оперативном режиме была перестроена работа. Например, несмотря на то что объем сборных грузоперевозок за первые две недели апреля упал на 30%, курьерская доставка для e-commerce выросла в 2,5 раза. Соответственно, у компании была возможность быстро перебросить свои ресурсы на сервисы по логистике для сегмента e-commerce.
Еще один яркий пример оптимизации расходов – проработка возможностей снижения арендных платежей. Например, за счет предоставления арендных каникул или снижения ставок на 30-50%. Также из-за падения грузооборота приходилось искать пути оптимизации работы региональных отделений. Для этого персонал частично переводился на удаленный формат, а логистические потоки перераспределялись. Все это идет в разрез с привычным нам среднесрочным планированием. Так как обычно в приоритете у коммерческих компаний не столько сокращение расходов, сколько рост доходов и расширение бизнеса.
С марта по апрель буквально каждый день поступали новые сообщения о том, что тот или иной регион закрывается или на его территории вводится пропускной режим. При этом заранее не было известно, сможет ли компания доставлять грузы в другую область в ближайшие несколько дней или нет. Вследствие этого горизонт планирования сузился буквально до пары дней.
Самая напряженная ситуация складывалась на юге России. В частности, в Краснодарском крае, где механизм выдачи разрешений на передвижение грузового транспорта не был оперативно отлажен, а сам пропускной режим сохранялся дольше, чем во многих других регионах – до 11 июня. В результате сбоя цепочки поставок были нарушены на несколько недель, что особенно критично при условии, что с юга России часто доставляются продукты питания с ограниченным сроком годности.
Сейчас, в июле, в большинстве регионов России пропускной режим снят и горизонт планирования увеличен до 1-3 месяцев. Более длительные прогнозы делать пока еще сложно, так как конъюнктура рынка до сих пор не понятна. В частности, нет ясности – будет ли вторая волна эпидемии и закроют ли в связи с этим международные и внутренние границы. Кроме того, до сих пор не все клиенты ПЭК восстановили докризисные объемы перевозок. В их числе компании из сегмента fashion (обувь, одежда). Они смогли вернуться на уровень в 70-80% от объемов 2019 года.
Если «второй волны» коронавируса все-таки не будет, то в октябре-ноябре рынок стабилизируется и снова можно будет строить долгосрочные планы развития на горизонт до одного года и более.
Возможно ли не «уронить» показатели?
В апреле-мае рынок претерпевал фундаментальные изменения. Например, в сегменте «доставки до двери» для физлиц объем спроса у ПЭК вырос в 2,5 раза. Однако уже в конце мая ПЭК вернулся к стабильной плановой деятельности. Были возобновлены все проекты развития и отменен режим тотального контроля за расходами. В связи с тем, что за период карантина практически все направления деятельности компании выросли, будут скорректированы годовой и трехлетний планы: в сторону увеличения показателей операционной деятельности. Изменения в данном случае являются ответной реакцией на ту зону экономической неопределенности, которая появилась в связи с пандемией.
Долгосрочный план развития компании по результатам пандемии не изменился. ПЭК сохранили глобальные цели по развитию и выходу на новые, в том числе внешние рынки.
Четыре тренда коронакризиса
Свои позиции на рынке сохранят те компании, которые смогут оперативно отреагировать на актуальные вызовы в транспортно-логистической отрасли. Ведь пиковый период пандемии стал драйвером для развития четырех трендов.
Первый – это запрос на снижение себестоимости перевозок. В пиковый период пандемии (апрель-май) в каждом из 85 регионов в режиме онлайн менялась ситуация с фрахтами. Объемы перевозок падали, но при этом необходимо было обеспечивать прежнее качество и своевременность доставки. При этом себестоимость перевозки не могла быть поднята. И в данной ситуации именно цифровые решения стали тем инструментом, который позволил сохранить себестоимость, несмотря на снижение грузопотоков. ПЭК в этом помогла «Электронная торговая площадка по взаимодействию с перевозчиками», в которой сейчас зарегистрировано уже 150 партнеров компании.
Второй тренд – это ускоренный переход на «цифру». В период самоизоляции логистические компании ощутили острую потребность по переводу максимального количества операций в онлайн. Это стало ключевым критерием, по которому клиент выбирал специалиста по доставке. ПЭК «оцифровал» все этапы доставки: от онлайн-оформления груза до его получения, которое теперь происходит не в клиентском отделе, а по SMS-коду.
Третий тренд – электронный документооборот. Дистанционный формат работы, который был особенно востребован в период режима повышенной готовности, повысил значимость электронного документооборота для рынка. Например, именно благодаря тому, что 90% сопровождающей документации ПЭК заблаговременно «оцифровал», компании удалось сдержать сроки оплаты своим партнерам на прежнем уровне пяти дней.
Четвертый тренд – «гибкие» перевозки. Волнообразный грузопоток в период карантина привел к росту спроса на эффективные цифровые сервисы по управлению перевозками. Во время карантина ПЭК, например, в режиме онлайн еженедельно перестраивал свою транспортную логистику. Данные задачи компания реализовывала с помощью системы «Центр управления перевозками». Она позволила снизить себестоимость транспортировки и наладить более качественное взаимодействие транспортных и складских процессов.