Логистика fashion-сегмента: эксперты оценивают последствия пандемии и влияние маркировки на объемы поставок
По словам генерального директора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, по итогам года оборот fashion-рынка в России на фоне пандемии коронавируса может сократиться на 25-40%, а по итогам первого квартала компании оценили свои потери в диапазоне от 20% до 40%. При этом категория люкса заметно пострадала от отсутствия туристов, которые обеспечивали до 15% продаж за летний сезон.
По мнению Лебсак-Клейманс, восстановление спроса при самом оптимистичном прогнозе можно ожидать только к середине 2021 года.
Мы обратились к экспертам логистической отрасли за комментариями относительно:
- доли перевозок fashion-товаров от общего объема отправок компании и доли люксовой продукции;
- снижения числа заказов на fashion-логистику за неполный 2020 год и вероятности возвращения к доковидным показателям к концу года;
- ограничений, введенных из-за пандемии, которые сильнее всего усложняют перевозку товаров сегмента fashion;
- влияния на объемы поставок товаров модного сегмента введения в РФ обязательной маркировки обуви и приближающейся обязательной маркировки товаров легкой промышленности.
Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel Россия
Логистика сегмента fashion сильно пострадала от закрытия традиционных точек торговли – магазинов, торговых центров. Лучше справились с ситуацией те бренды, у кого до закрытия имелся канал интернет-продаж и кто был представлен на маркетплейсах. Однако после частичного снятия ограничений объемы продаж стали восстанавливаться. Также помог отложенный спрос на товары. В связи с этим мы ожидаем, что объемы перевозок товаров из fashion-сегмента в третьем и четвертом кварталах 2020 года вернутся к уровню 2019-го или окажутся чуть ниже его.
Ограничения, введенные из-за пандемии, оказали незначительное влияние непосредственно на перевозки. Да, были определенные затруднения с прохождением границ, однако этот вопрос был быстро решен. Большой проблемой стало закрытие офлайн-магазинов.
Маркировка, безусловно, изменит рынок fashion, поскольку этот процесс ведет к удорожанию поставок. Есть риски, что бренды, товары которых представлены в единичных экземплярах или малыми партиями, вообще уйдут с рынка ЕАЭС. Также увеличиваются трудозатраты на поставку товаров, потому что в пути нужно наносить маркировку и решать все сопутствующие задачи: получение кодов Data Matrix, внесение их в таможенную декларацию, отладка процесса получения кодов, их передачи на склад оклейки, далее подсчет количества единиц товаров во входящей партии, определение соответствия заявленных свойств тому, что реально приехало на склад, и формирование отчетности импортеру для будущего использования в таможенных целях и собственных товароучетных системах.
Артем Викторович, руководитель московского отдела международного экспедирования компании «ДАКСЕР»
«ДАКСЕР» специализируется на сборных доставках fashion-товаров сегмента люкс. Доля таких перевозок от общего количества сборных отправок составляет 40%, а от общего числа перевозок – 13%.
Маркировка ввозимой продукции может сказаться на сроках поставки, но лишь на первоначальном этапе. Обязательное этикетирование обуви, введенное 1 июля, является лишь первым шагом реализации прослеживаемости всех производимых и ввозимых в РФ товаров, основной функцией которого является отработка всех технических нюансов. Когда рынок адаптируется к работе в новых условиях, транзитные сроки нормализуются, и задержек с отправками из Европы быть не должно.
Количество перевозок за первое полугодие 2020-го снизилось относительно аналогичного периода 2019 года, но не критично. Увеличение количества перевозок в начале 2020 года нивелировало падение объемов во втором квартале. Строить прогнозы относительно ситуации в конце года крайне тяжело. На данный момент наблюдается постепенный рост отправок, но многое будет зависеть от развития ситуации с пандемией в Европе.
Весной 2020-го перевозчики сталкивались с большими очередями при пересечении ряда Европейских стран, вызванное санитарным контролем. Это поспособствовало увеличению транзитных сроков доставки. Сейчас автомобили пересекают границы с минимальными задержками.
Что касается обязательной маркировки, данные меры вводятся для обеления рынка, поэтому объемы легальной продукции различных групп товаров должны увеличиться.
Алексей Мисаилов, директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic
Доля международных перевозок и таможенных деклараций товаров сегмента fashion в FM Logistic не очень большая – порядка 20%. Клиентский портфель по данному направлению состоит в основном из компаний сегмента люкс.
В целом 2020 год показывает отрицательную динамику в этом направлении. Однако провальными с точки зрения логистики месяцами можно считать только апрель, май и первую половину июня. Именно на период закрытия офлайн-ритейла и пришлось сокращение объемов. К сожалению, онлайн-каналы не смогли на 100% компенсировать падение продаж. Но после открытия магазинов и бутиков мы наблюдали постепенное возвращение объемов поставок к доковидным, а некоторые люксовые компании даже превысили показатели относительно прошлого года. Уверен, что компании с хорошей маркетинговой стратегией выполнят план продаж. Конечные клиенты остались в России, они должны компенсировать отсутствие иностранных покупателей-туристов, которых нет в России из-за ограничений, вызванных COVID-19.
Было непросто решать задачи по оперативной доставке товаров во время разгара пандемии. Во-первых, не все склады поставщиков были открыты. Некоторые компании работали в сокращенном режиме, и это повлияло на качество и оперативность всей логистической цепочки. Ограничение международного авиасообщения стало причиной роста тарифов и, одновременно, снижением уровня сервиса со стороны грузовых авиаперевозчиков, которые продолжали свои операции. Были сложности с поиском экипажей на оперативный вывоз сборных грузов из Италии. Никто не хотел ехать в Милан, который был очагом распространения инфекции в Европе. Сейчас практически все вернулось к докризисным объемам. Логистика также адаптировалась под новые реалии, даже несмотря на продолжающиеся ограничения по авиаперелетам.
1 июля 2020 года была запущена обязательная маркировка обуви. Решение FM Logistic – маркировка на таможенных складах. В начале июля мы столкнулись с небольшими сбоями и простоями, но сейчас процесс нормализовался, и мы не наблюдаем никаких сложностей. Маркировка и объемы продаж – абсолютно не связанные между собой процессы. Я уверен, что и маркировка товаров легкой промышленности не повлияет никак на развитие сегмента люкс в России, но только в том случае, если компании-импортеры заблаговременно к этому подготовятся.
Анастасия Высоцкая, руководитель отдела Fashion&Beauty logistics группы компаний AsstrA
Около 20% всего объема перевозок в 2020 году приходится на fashion-сегмент, однако люксовых брендов в клиентском портфеле меньше.
Основной канал сбыта наших клиентов – розничные магазины, которые были закрыты на протяжении 2,5 месяцев, поэтому мы ощутили резкий спад заказов на fashion-логистику. Мы сфокусировались на привлечении новых клиентов, которые сумели быстро переориентироваться на e-commerce. Это позволило частично сократить разрыв по сравнению с аналогичным периодом 2019-го.
Как таковых ограничений при перевозках fashion-товаров в связи с пандемией коронавируса нет. А вот косметические средства, в силу расширения ассортимента и переориентации на производство антисептиков, при ввозе из Китая и стран Европы попадали под дополнительные проверки на границах. По большей части ограничения обусловлены внутренней политикой Китая по контролю за объемом СИЗ в стране.
Компании, которые специализируются на продажах обуви и уже зарекомендовали себя на рынке, будут продолжать работать в данном сегменте несмотря на введение обязательной маркировки. А игроки рынка, специализирующиеся на одежде, от реализации обуви пока стараются воздерживаться и готовятся к вводу обязательной маркировки текстильной продукции. Однако это не должно сказаться на объемах крупных компаний, а вот мелкий бизнес пострадает.
Можно прогнозировать укрупнение бизнеса и охвату еще большей доли рынка среди ведущих игроков сегмента fashion. Покупатели же будут больше ориентироваться на масс-маркет, что приведет к оттоку покупателей товаров категории люкс.
Константин Бондаренко, заместитель генерального директора BMJ-logistics
Наша компания специализируется на клиентах сегмента fashion, доля перевозок люксовых товаров составляет порядка 35% от общего объёма.
Пандемия изменила вектор развития бизнеса и жизнь людей в целом. В ходе работы с клиентами из fashion-индустрии на постсоветском пространстве мы заметили, что многие участники рынка офлайн-торговли полностью прекратили поставки из ЕС на фоне распространения коронавируса. Онлайн-ритейл, в свою очередь, приостановив поставки на несколько недель для анализа ситуации и принятия оперативных решений, затем увеличил объемы. Логистическая отрасль, как правило, последней входит в рецессию и выходит из неё. Большую роль в планировании объемов перевозок fashion-товаров играют заказные сессии, которые проходят от 2 до 4 раз в год. На этих мероприятиях байеры заказывают товары, которые через 6-9 месяцев появляются в магазинах. Одна из них проходит сейчас в Москве, и от того, какие заказы разместят байеры во время выставки и будет зависеть объем грузоперевозок в следующем году.
Стоит отметить, что движение грузов между ЕС и странами СНГ не прекращалось. Основные ограничения, сказавшиеся на перевозке fashion-продукции, были введены местными органами власти. Возникали ситуации, когда водителей без маски не пускали на склады для проверки и загрузки товаров. Документы передавались через окно, а сотрудники должны были пользоваться средствами дезинфекции.
Рост временных издержек оказался на 10% ниже ожидаемого. Куда сильнее усложнило ситуацию на рынке fashion-логистики падение грузопотока и нехватка грузов для перевозки. Из-за этого ставки на доставку выросли, но мы смогли оптимизировать сроки отправки товаров, перенаправив транспортные потоки с помощью наших европейских хабов.
Также мы считаем, что на объемы поставок fashion-продукции не повлияет введение в РФ обязательной маркировки обуви и товаров легкой промышленности. Напротив, данная инициатива поможет упорядочить рынок и избавит его от недобросовестных поставщиков.