19.08.2020,
13:01
2533
Как онлайн-инкассация помогает казначеям снижать стоимость РКО для ритейлеров
Коронакризис поставил перед казначейскими службами розничных сетей ряд задач, которые можно решить в короткие сроки только внедрением новых технологий. В том числе, речь идет об онлайн-инкассации с использованием автоматизированных депозитных машин (АДМ).
Коронакризис поставил перед казначейскими службами розничных сетей ряд задач, которые можно решить в короткие сроки только внедрением новых технологий. В том числе, речь идет об онлайн-инкассации с использованием автоматизированных депозитных машин (АДМ). В условиях непредсказуемой и скачкообразной динамики роста наличной выручки АДМ помогают оптимизировать издержки на обслуживание наличного денежного обращения (НДО). Как казначеи оценивают эффективность использования АДМ? Что будет происходить с инкассаторскими компаниями по мере развития онлайн-инкассации? И какие действия Банка России помогут снизить для ритейлера тариф на электронную инкассацию? Об этом рассказывает президент Ассоциации корпоративных казначеев Владимир Козинец.
R&L: Повлияла ли пандемия и самоизоляция на долю наличной выручки в обороте ритейла? Как долго, на ваш взгляд, продлится эта тенденция?
В. Козинец: Действительно, в последние месяцы в стране зафиксирован существенный рост НДО. Этот скачок можно связать с паническими настроениями, вызванными пандемией, с самоизоляцией и высокой степенью неопределенности, которую порождает эта ситуация. Но не думаю, что это тектонический сдвиг на рынке или зарождение новой тенденции. По моему личному мнению, коронакризис конечен, и к концу этого года или началу следующего динамика НДО стабилизируется на докризисном уровне.
R&L: Часто случается, что технологии, получившие резкий рост в кризис, после его окончания оказывались за ботом новой экономики. Ждет ли такая судьба финансовые онлайн-технологии, развитие которых мы сейчас наблюдаем?
В. Козинец: Некоторые технологии, ставшие востребованными во время пандемии, будут развиваться и после нее. Но сервисы и услуги, которые активно развивались и до кризиса также продолжат развитие. Например, это касается сервиса онлайн-инкассации с использованием АДМ. Электронная инкассация – важный инструмент для оптимизации расходов ритейлеров, который в последние года набирает обороты и пользуется доверием казначеев крупных компаний.
R&L: По каким параметрам казначеи оценивают влияние использования АДМ на бизнес? Как онлайн-инкассация отражается на выполнении казначейских функций?
В. Козинец: Главная задача казначея – снизить стоимость рассчетно-кассового обслуживания для своей компании. На рынке есть финансовые модели, которые позволяют рассчитать разницу в эффективность классической и электронной инкассации в розничных сетях. Математические расчеты показывают, что использование АДМ экономит средства ритейлера валовым образом за счет изменения графиков заездов инкассаторских машин, решения вопросов пересчета наличной выручки, снижения операционных рисков и других факторов.
При этом АДМ не только снижает операционные затраты ритейлера, но и повышает уровень безопасности.
R&L: В ходе ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2020 ЧС» представители банков и инкассаторских компаний обсуждали перспективу каннибализации классической инкассации электронной. Что принесет перевозчикам широкое внедрение АДМ?
В. Козинец: В теории, если ритейлеры меньше тратят на инкассацию, то инкассаторы должны меньше зарабатывать. На деле ситуация сложнее. Если маршруты становятся более редкими, нет необходимости содержать большой штат сотрудников и автопарк. Сами маршруты можно оптимизировать: выезжать, когда меньше трафика и когда это удобно торговой точке.
Происходящее нельзя назвать каннибализацией классической инкассации. Это закономерное изменение рынка, естественное развитие технологий. Когда-то люди ездили по городу на конке, потом появились трамваи. Когда-то был проводной телефон с диском, сейчас мы все пользуемся смартфонами. С инкассацией то же самое: будут меняться технологии, подходы к клиентским задачам и структура бизнеса. Появятся новые бизнес-модели, в которые АДМ будут встроены изначально. Например, пока доставка денег из АДМ в отдаленных торговых точках дешевле их уничтожения прямо в устройстве, инкассация имеет смысл. Но, возможно, позже дешевле будет утилизировать деньги в АДМ, а потом печатать новые.
R&L: Часть рыночных задач невозможно решить без участия госорганов. Какие задачи рынка услуг электронной инкассации должен решить регулятор?
В. Козинец: Технологический прорыв рынку принесет решение с Банком России вопроса иммобилизации денежных средств: чтобы деньги, находящиеся в АДМ, были не только зачислены на расчётный счет организации, но и считались зачисленными на корреспондентский счёт в банке. Это решит проблему credit charge – фактора, влияющего на стоимость использования электронной инкассации. Деньги, внесенные в AДM, сразу зачисляются на расчетный счёт предприятия. Но на корсчёт банка они попадут лишь когда инкассатор привезет деньги в банк, их пересчитают и сдадут в ЦБ. В лучшем случае, процесс займет день-два. Мы называем это квазикредитованием: за «простой» денег надо платить, и банк включает эти расходы в комиссию клиента.
Конечно, нужна серьезная юридическая работа по внесению изменений в регламентационную документацию и ИТ-доработки существующих банковских систем. Со своей стороны, Ассоциация корпоративных казначеев ведет работу в этом направлении. Вопрос курирует созданный а рамках Ассоциации Комитет по НДО.
R&L: Международный опыт предоставления услуг онлайн-инкассации склоняется к доминирующему положению инкассаторских компаний. Мировая практика значительно отличается от российского сценария, где наиболее активны банки. Какой вариант вы считаете перспективным для рынка?
В. Козинец: Наиболее удачным сценарием я считаю операционный лизинг: АДМ не принадлежат ни ритейлерам, ни банкам, ими владеет лизинговая компания, которая передает устройства в аренду заинтересованным участникам рынка. В этом случае остается вопрос ИТ-обеспечения онлайн-инкассации как услуги. Для этого необходима мультибанковская платформа, которая позволит участникам рынка иметь единые стандарты работы и пользовательский интерфейс.
Американский сценарий с доминирующими инкассаторскими компаниями тоже имеет право на существование. Но рынок развивается медленнее, если устройствами владеет ритейлер, банк или инкассаторская компания. Шеринг – это идеальный вариант, который позволит ритейлеру легко менять обслуживающий банк, а сам банк будет освобожден от расходов на покупку АДМ и связанных с этим финансовых рисков. Так что роль мультибанковской платформы сложно переоценить.
R&L: Ассоциация корпоративных казначеев помогает движению рынка к единой мультибанковской платформе?
В. Козинец: Сама идея мультибанковской платформы выросла из общения с казначеями, когда рынок искал ответы на их вопросы: «Как нам менять банки при использовании онлайн-инкассации?», «Устройства лучше брать в аренду или покупать? А если покупать, то кто будет финансировать?» И так далее.
Мы создавали АКК именно для формирования подобных единых платформ, выступающих организатором и арбитром для стандартизации. Наша задача – сделать универсальную, оптимальную систему для всех участников рынка. Когда мы поняли, что что доля наличных средств остается стабильно высокой, мы решили организовать Комитет по НДО, чтобы решать возникающие в этом направлении задачи.
Чтобы технология онлайн-инкассации пользовалась спросом, она должна быть не только удобной технологически и подходящей по стоимости, о ней еще должны узнать на рынке. В крупных городах информированность казначейского сообщества высокая, но в регионах требуется разъяснение сути технологии. Поэтому АКК проводит образовательные круглые столы, подключая отдаленные города по видеосвязи. Таким образом, у Ассоциации и Комитета, в том числе, есть просветительские и образовательные задачи .
Рынок НДО непрерывно меняется, и эти изменения надо сделать структурированными и управляемым. Одна из основных задач Комитета по НДО – стандартизация процессов. Со своей стороны, АКК будет активно участвовать в разработке мультибанковской платформы и единых стандартов для рынка онлайн-инкассации.