Цифровые двойники, удаленный менеджмент и другие инструменты в управлении проектами: ключевые тренды цифровизации промышленности
Мы много пишем о цифровизации ритейла и онлайн-коммерции. Между тем, не менее интересным вопросом являются процессы цифровизации в промышленной индустрии. Об основных трендах и наиболее эффективных решениях, которые используют предприятия при строительстве своих объектов и на производственных площадках, мы поговорили с Эдуардом Хакимовым, директором по развитию бизнеса в России и странах СНГ международной консалтинговой и инжиниринговой компании Bilfinger Tebodin.
R&L: Как в целом российская промышленность справилась с пандемией, какие тренды вы могли бы отметить?
Э. Хакимов: Мы работаем с инвесторами практически во всех отраслях промышленности, и по нашим наблюдениям, ни на этапе проектирования, ни на этапе строительства не было зафиксировано массовых остановок. Безусловно, на некоторых проектах все же возникали проблемы с финансированием, компании были вынуждены вводить дополнительные меры безопасности, что повлияло на временное замедление хода строительства, но это были единичные случаи, не свидетельствующие о проблемах в конкретном сегменте. Например, пищевая индустрия, напротив, усилилась, хотя ожидаемого нами резкого скачка так и не произошло, и объем инвестиций в проекты остался на прежнем уровне.
Проблемы в нефтехимической и нефтегазовой отраслях были обусловлены не столько пандемией, сколько событиями на нефтяном рынке – из-за повышения цен спрос на нефть и потребление нефтепродуктов снизились. В результате, нефтехимические компании слегка пострадали и в ответ стали увеличивать стоимость своей продукции, а также искать новые возможности для развития бизнеса, включая его диверсификацию. На текущий момент у некоторых нефтехимических предприятий есть в проработке проекты, связанные с биотехнологиями и агроиндустрией, например, с переработкой зерновых культур, растительного сырья или древесины в биотопливо – этанол, метанол. Также компании ищут новые возможности для использования различных побочных и промежуточных продуктов переработки нефти или газа, чтобы найти для них свои рынки сбыта. В Европе сейчас активно реализуются проекты по производству «зеленого» водорода, в России же такие проекты пока находятся на стадии обсуждения.
Рынок фарминдустрии развивается достаточно хорошо, отрасль очень активно поддерживается государством. Однако оно же создает и ряд ограничений, как, например, усиленный контроль, что усложнят процесс реализации проектов полного цикла, а также влияет на организацию цепочки поставок и инфраструктуру для строительства заводов.
Также большой потенциал мы видим в энергетической отрасли. Сейчас она стабильно развивается, уже появляются предпосылки для развития новых и инновационных проектов. За последние несколько лет было реализовано множество значимых проектов по строительству ветропарков и по использованию солнечной энергетики.
Летом мы проводили опрос среди партнеров относительно их ожиданий развития рынка после пандемии, и большинство респондентов сошлись на том, что в течение полугода все станет на свои места. И сейчас мы видим, что эти ожидания подтверждаются – проекты ведутся, финансирование поступает, ситуация стабилизируется.
R&L: Какие тренды в промышленности c точки зрения цифровизации сейчас наиболее актуальны и почему?
Э. Хакимов: Во всех отраслях промышленности цифровизация проявляется по-разному. В сфере нефтехимии и нефтегаза, атомной энергетики инструменты цифровизации применяются на проектах уже на протяжении последних десяти лет, поскольку без них развитие данных индустрий было бы невозможно. Что касается легкой и пищевой промышленности, FMCG сектора – здесь компании относительно недавно перешли на цифровизацию своих процессов ввиду того, что не все проекты сложны с технологической точки зрения. В целях управления такими проектами мы используем методики и подходы, позволяющие экономить средства, улучшить качество продукции, сокращать сроки реализации.
В качестве примера приведу такую технологию, как цифровые двойники – цифровые копии промышленного предприятия, созданные при помощи сканирования объекта, и в любое время доступные заказчику и всем участникам проекта на личном устройстве. Цифровую модель можно использовать для последующих модернизаций или реконструкций производства, например, установки новых технологических линий или их замены, оптимизации внутренней логистики производственных участков и зон, предназначенных для хранения. Заказчики не всегда находятся рядом с производственной площадкой, чтобы посетить ее вживую, особенно если речь идет о международных корпорациях, представители которых зачастую находятся в других странах. В целях экономии времени и затрат на посещение своих производств, многие из них стали работать по фотографиям, а с началом пандемии проблема еще больше обострилась, поскольку перемещения между странами были сильно ограниченны. Цифровые двойники помогают заказчикам в решении этих проблем. Появилась возможность привлечения к проектам профессиональных команд из разных городов или стран.
Еще один интересный инструмент – это BIM-моделирование. Данное решение уже давно применяется в различных отраслях промышленности, и для многих компаний стало неотъемлемым инструментом при проектировании предприятий. BIM – это информационная модель зданий и сооружений, которая создается для строительства нового объекта или реконструкции существующего, включающая в себя все конструктивные и архитектурные элементы, инженерные сети и технологические линии. Данный инструмент существенно повышает качество технических решений и способствует минимизации денежных и временных затрат на этапе строительства, так как 3D-модель будущего производства позволяет заранее избежать возможных коллизий и предусмотреть любые несоответствия.
Также стоит отметить дроны - БПЛА (беспилотные летательные аппараты). Многие знакомы с этим устройством, использовав его для съемки впечатляющих панорамных пейзажей. При этом существуют более технически оснащенные беспилотники, которые активно используются на производственных и строительных площадках для управления проектами или строительством, например, для съемки площадки, где будет располагаться производство, с измерением объема земляных масс. Безусловно, данный инструмент не исключает полностью ручной труд, но он помогает воссоздать предварительную модель объекта, получить необходимые данные о ландшафте, рассчитать дальнейшие этапы строительства.
Еще одно интересное решение, ставшее популярным после пандемии – это удаленный надзор за техникой безопасности на этапе строительства. Раньше этот процесс выглядел следующим образом: инженер делал обход, фотографировал нарушения, инструктировал персонал на месте и собирал данные для отчета. Сейчас облет площадки совершают дроны, которые также проводят фото- и видео- фиксацию всех объектов, передают данные для отчета и последующей работы с персоналом. Если у подрядчика выявляется нарушение, ему всегда можно оперативно предоставить фотоотчет.
Еще один важный инструмент для успешной реализации проекта, который активно применяется в нашей компании – это BIM 360, представляющий собой облачное хранение цифровых моделей и данных по проекту на всех стадиях его реализации. При этом доступ к материалам открыт для всех участников проекта, каждый в любой момент времени может увидеть прогресс его реализации, ознакомиться со всеми текущими изменениями и своевременно управлять ими. Таким образом платформа оптимизирует процесс коммуникации между участниками проекта.
Также в своей практике мы часто применяем lean-подход, в рамках которого для эффективной организации проектной работы используется такой инструмент, как lean-construction management. Он ориентирован на тщательное планирование и эффективное использование ресурсов за счет сокращения ненужных операций и оптимизации текущих процессов. Например, если проект рассчитан на два года, то выстроить детальный график работ на весь период достаточно сложно и времязатратно. Lean-construction management позволяет спланировать работы на шесть недель вперед с разбивкой по конкретным зонам, участкам, компаниям-подрядчикам, что позволяет сделать управление проектом более эффективным.
R&L: Какие перспективы можно обозначить для промышленной индустрии с учетом текущих пандемических реалий?
Э. Хакимов: Все большим спросом пользуются различные цифровые инструменты, такие как BIM-моделирование, которое используется при реализации большей части проектов. BIM уровня 4-5D, предназначенный для управления затратами и графиком, пока применятся не очень широко, однако у него хорошие перспективы. Есть и более сложные решения, такие как BIM 7D - комплексное представление о поведении объекта в реальных условиях, которое подразумевает управление всем его жизненным циклом. Но в связи с консервативностью строительной индустрии как в России, так и в мире, его применение не распространено. Некоторые проекты реализуются, но пока на очень малой части рынка. Помимо консерватизма, следует учитывать и сложность законодательного регулирования отрасли – на каждую инновацию требуется немало времени, чтобы урегулировать юридические вопросы.
Кроме того, не все заказчики пока видят ценность таких решений, стараясь обдуманно вкладывать средства, ведь инновационные технологии на этапе строительства, безусловно, увеличивают стоимость работ. Учитывая эти особенности, можно сделать вывод, что на полную цифровизацию промышленности скорее всего уйдет еще не один десяток лет. Но в целом тренды положительные – передовые компании достаточно активно внедряют новые решения, используют новые инструменты, тем самым становясь примером для других игроков.
Из числа наиболее острых проблем для промышленности на сегодня стоит отметить подорожание металлов и перегруженность заводов – из-за этого страдают многие небольшие и негосударственные проекты. Кроме того, имеется дефицит некоторых материалов и технологий из-за общего роста курса валют, санкций и ограничения перелетов. В некоторых отраслях, например, в фармацевтической и пищевой, компании все больше смотрят на российскую или китайскую продукцию. Таким образом, уже сейчас многие виды инженерного и строительного оборудования можно закупить на российском рынке – вентиляционные сооружения, водоотведение, котельные, сэндвич-панели и пр. За границей сейчас приобретается только наиболее сложное технологическое оборудование.