Торговля с Китаем в 2024 году: тенденции, сложности и перспективы
В 2023 году между Россией и Китаем зафиксирован рекордный товарооборот — 240,11 млрд долл., что на 26,3% выше, чем в предыдущем году. Несмотря на объективные сложности, касающиеся санкционных ограничений и давления со стороны западных стран, текущий год обещает быть не менее продуктивным — эксперты из КНР характеризуют экономические отношения между нашими государствами как «устойчивые» и прогнозируют, что общий объем торговли к концу декабря может достичь 250 млрд. долл.
Лидеры импорта
Если проанализировать структуру российско-китайских деловых отношений, то мы увидим, что Пекин стал основным импортером отечественных энергоресурсов. Основными драйверами роста товарооборота в 2023 году стали нефть, уголь и газ, в том числе СПГ. Причем объем поставок может возрасти: например, в 2023 году Китай импортировал из РФ 8 млн тонн СПГ, но к 2030 году этот показатель собираются довести до 100 млн тонн. – источник показателей?
В 2024 году картина не изменилась — в экспортно-импортных отношениях все так же значительное место занимает сырье, в том числе уголь: в мае азиатский партнер закупил в России бурый уголь на рекордную за последние два года сумму в 53 млн долл. Всего же на газ, нефтепродукты и уголь приходится около 40% от общего товарооборота между двумя странами.
Что касается России, то из Китая активно ввозятся автомобили и комплектующие к ним — их доля в общем объеме импорта составляет около 20%, а по итогам первых пяти месяцев 2024 года РФ стала крупнейшим внешним рынком для машин из КНР. Недалеко по популярности ушли промышленное оборудование (18%), товары народного потребления (20%) и электроника. На фоне расширяющихся санкций китайская продукция все активнее вытесняет европейские аналоги на российском рынке.
Ситуация с платежами
Если партнерские связи между Москвой и Пекином год от года лишь крепнут, то ситуация с трансграничными платежами остается непростой. В 2023 году было объявлено, что в 95% случаев Россия и Китай использовали во взаимных расчетах рубли и юани. Это обеспечило независимость от доллара, как валюты недружественного государства, и помогло избежать возможных проблем из-за нестабильной общественно-политической ситуации.
Но в 2024 году возникли дополнительные сложности — из-за угроз западных стран и на фоне возможного введения вторичных санкций многие китайские банки перестали принимать платежи от российских импортеров. В тех финансовых организациях, которые все же продолжили работать с отечественными компаниями, платежи начали проверять и проводить вручную, хотя раньше все процессы были автоматизированы. В результате транзакции, которые занимали несколько часов или пару дней, начали растягиваться на две-три недели. Участились случаи отказов в обработке платежа — в этом случае после долгого ожидания средства возвращались российскому импортеру, и он не мог оплатить уже заказанный у китайского партнера товар. Наиболее острая фаза кризиса пришлась на весну 2024 года — тогда предприниматели не были готовы к подобному развитию событий, и случившееся стало для них неожиданностью. Однако законы рынка никто не отменял — и если бизнес хочет работать, то всегда находит пути для этого.
Отечественные импортеры выходили из ситуации по-разному — например, проводили платежи через шанхайское отделение ВТБ. Но из-за огромного числа желающих открыть счет в VTB Shanghai образовалась очередь, растянувшаяся на несколько недель. Правда, в итоге у шанхайского отделения начались те же проблемы, что и у остальных банков: отправленные транзакции зачислялись на счет китайских партнеров с большими задержками, которые было невозможно просчитать — один платеж мог идти неделю, а второго приходилось ждать до месяца. Все это было связано с санкционным давлением.
Большую популярность приобрел способ перечисления средств через платежных агентов, когда китайский поставщик получает деньги не от российского резидента, а от иностранного. Обычно посредниками выступают лица из дружественных или нейтральных государств — ОАЭ, Казахстана, Киргизии. У такой схемы существуют свои недостатки — например, агенты взимают комиссию, которая не всегда выгодна импортерам с небольшими партиями товара и соответствующим чеком. Однако, чтобы избежать длительных задержек оплаты и поставок продукции, импортеры предпочитают соглашаться на выплату комиссионных, но не уходить с рынка.
К помощи платежных агентов приходится прибегать до сих пор, поскольку ситуация с платежами пока не разрешилась — у торговых компаний продолжают наблюдаться задержки с проведением транзакций.
Время мошенников
Из-за распространенности оплаты через посредников российские импортеры стали все чаще сталкиваться с мошенническими действиями. Схема проста: злоумышленники представляются агентами, предлагают свои услуги, уверяя, что у них якобы есть счета в банках Китая, не затронутых санкциями. После того, как отечественные предприниматели перечисляют мошенникам средства на оплату продукции, те сообщают, что возникли проблемы и платежи «заморожены» — или вовсе исчезают с деньгами в неизвестном направлении.
Речь идет о значительных суммах — потери некоторых компаний достигли 50 млн руб. Поэтому не стоит радоваться, получив «выгодное предложение»: сначала поищите о посреднике информацию в интернете, поговорите с коллегами, знают ли они такого агента, и проверьте, сколько он работает на рынке.
Развитие перевозок
В торговых отношениях двух стран все большую роль играют железнодорожные перевозки: по итогам 2023 года в целом был зафиксирован рост объема транспортировки товаров по железной дороге на 36% по сравнению с 2022 годом. А за первые пять месяцев 2024 года, по сообщениям РЖД, наблюдается увеличение числа перевозок на 20%.
Транспортировка по ж/д выгодна с экономической точки зрения — особенно в сравнении с доставкой грузов морским или воздушным путями, — и удобна: на движение поездов не влияют время суток или погодные условия.
Однако и здесь не все гладко: железная дорога перегружена, а контейнеров не хватает. Это связано с несколькими факторами, в том числе с действиями хуситов в Красном море и усилением контроля на пограничных переходах — таможенники все чаще останавливают поезда, требуя снять товар для осмотра. Чем обусловлены такие изменения в действиях таможенных служб — непонятно, поскольку официальных комментариев от китайской стороны не поступало. Можно лишь предположить, что это делается из-за опасения попасть под санкции. Процесс досмотра, как и повторная погрузка, требуют времени. Задержки на погранпереходах касаются доставки продукции не только железнодорожным, но и автомобильным транспортом.
Тем не менее, объем автоперевозок между Россией и КНР стремительно растет: за первые пять месяцев 2024 года их число увеличилось на 32%, в том числе из-за дефицита контейнеров.
Однако несмотря на все сложности, Китай остается для России важнейшим торговым партнером. В международных и деловых отношениях между странами нет коллапса: предприниматели с обеих сторон заинтересованы в поисках решений проблем и прикладывают для этого все усилия. А если есть взаимное желание, то можно достичь любых поставленных целей.